Обидного в этом не было. Были у нас 'хлопковые' республики Средней Азии. Была картофельная Белоруссия. Украина отчего-то всегда ассоциировалась с салом и варениками в сметане. Словом, был такой огромный союзный стол, на котором всегда присутствовало вино. Как правило, из Грузии или из Молдавии.
Союз однажды рухнул. И один из первых фугасов, заложенных в его фундаменте, рванул в Грузии 9 апреля 1989 года. Эта трагическая дата сегодня отмечается, как печально известная ночь пресловутых саперных лопаток.
Этот роковой рассвет над Тбилиси вознес на политический Олимп Грузии Звиада Гамсахурдиа. В начале января 1992 года после ожесточенных боев в самом сердце Тбилиси первый президент Грузии покинул город. Во избежание дальнейшего кровопролития.
За его спиной остался сожженный квартал в районе проспекта Руставели с его историческими памятниками и изумленно взирающими с пьедестала каменными фигурами грузинских просветителей Акаки Церетели и Ильи Чавчавадзе.
Сегодня по трагической случайности тбилисскому лидеру Саакашвили послан недвусмысленный 'месседж' из союзной по ГУАМу столицы Молдовы, где тоже пролилась кровь. Двадцать лет спустя.
Мы не станем вступать в спор, насколько легитимна была победа молдавских коммунистов на состоявшихся в прошлое воскресенье парламентских выборах. Ее законность признали наблюдатели как из Евросоюза, так и из стран СНГ. Но неожиданно произошел взрыв.
Вино забродило и прорвало. Если бы только вино. Волнения в Молдавии, а они еще продолжаются, свидетельствуют об одном. Когда общество находится в состоянии политического противостояния, необходимо находить компромисс. Одно из главных правил виноделов - не допускать критического брожения винной закваски. Упустишь время - рванет.
Михаила Саакашвили не единожды обвиняли в фальсификации итогов как парламентских, так и президентских выборов. Но с него, как с гуся вода. Власть без боя он не сдаст. Возможно, в нем очень сильно заложен синдром Нерона. Он готов еще раз поджечь Тбилиси, как это сделал однажды Звиад Гамсахурдиа. В этих персонах много общего. Хотели выглядеть великими трагиками. На поверку оказались фиглярами. Зато геростратами. Если Гамсахурдиа мы можем поставить в упрек войну против собственного народа в Абхазии и Южной Осетии, то батоно Миша принял преступное решение атаковать спящий Цхинвал и гарнизон российских миротворцев, после чего Россия была вынуждена пойти на применение силы.
Заметьте, Россия долгое время держала самопровозглашенные республики Абхазию и Южную Осетию в блокаде. В это же время Саакашвили сколачивал политический блок ГУАМ, куда вошли Грузия, Украина, Молдавия и Азербайджан, для частичной блокады России. Образование это оказалось на поверку мертворожденным дитятей.
Но вот что интересно. Молдавию сотрясают волны гражданского неповиновения, переходящие в анархию и хаос. Украина готовится то ли к роспуску Рады, то ли к досрочным президентским выборам. А грузинская оппозиция сегодня вышла на улицы Тбилиси.
Воспользуется ли Михаил Саакашвили 'подсказкой' из Кишинева? Захочет ли он спровоцировать уличную толпу на неадекватные проявления протеста в форме силовых акций? В условиях накалившихся страстей сделать это довольно просто.
Вменяемый политик, такой как Шеварднадзе, никогда на подобные меры не пошел бы. Не зря Эдуард Амвросиевич заявил недавно, что Саакашвили, если на улицы Тбилиси выйдут 100 тысяч демонстрантов, должен уйти в отставку. Но не таков нынешний грузинский президент. К провокациям против оппозиции он начал готовиться загодя. Некие люди, якобы близкие к Нино Бурджанадзе, одной из наиболее авторитетных фигур на политической арене сегодняшней Грузии, стали внезапно исповедаться спецслужбам батоно Миши о том, что они готовят широкомасштабный заговор против грузинского президента. Мало кто в этот фарс поверил, но факт остается фактом: охранка Саакашвили готовилась к демонстрациям 9 апреля основательно.
Не хочется предрекать грузинскую трагедию. Но события декабря 1991 - января 1992 года не должны повториться. Нельзя ни в коем случае позволить спецслужбам президента устроить широкомасштабную провокацию, которая может выйти из-под контроля, как это произошло в Молдове, где сегодня не сыщешь, кто прав, кто виноват. Потому что за происками президентской охранки маячит тень гражданской войны. А это уже вовсе против правил виноделов.