Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Анатомия стратегического китайско-российского альянса

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После развала бывшего Советского Союза, США, обладающие гигантской экономикой и мощной армией, остались единственной сверхдержавой мира. Зная, что Россия по-прежнему остается значительной страной с огромным ядерным арсеналом, Америка быстро внесла в свои стратегические задачи необходимость подружиться с восточноевропейскими нациями и вылазки в задний двор России

После развала бывшего Советского Союза, США, обладающие гигантской экономикой и мощной армией, остались единственной сверхдержавой мира. Зная, что Россия по-прежнему остается значительной страной с огромным ядерным арсеналом, Америка быстро внесла в свои стратегические задачи необходимость подружиться с восточноевропейскими нациями и вылазки в задний двор России, чтобы привлечь бывшие советские республики в свою сферу влияния. Целью этих действий было окружить Россию нациями, имеющими прочные связи с западными государствами, освободить среднеазиатские государства от ядерных активов и получить доступ к их огромным энергетическим резервам на благо экономики США.

Россия, чья экономическая и военная мощь была истощена, и которой приходилось сражаться с внутренним политическим хаосом, ставшим результатом развала СССР, не имела в то время ни ресурсов, ни желания бросить вызов американскому господству.

В то время как Россия переживала болезненный период перехода от коммунизма к капитализму, стратегические умы страны не теряли из виду планы США вокруг российских границ и в Восточной Европе, направленные на окружение страны враждебными нациями. Вскоре Россия начала дипломатические переговоры с бывшими республиками, чтобы создать стратегический региональный форум (СНГ) с целью сохранить их в своей собственной сфере влиянии. Кроме того, Россия выбрала Китай на роль стратегического партнера, призванного помочь нейтрализовать американскую стратегию. С населением в миллиард человек и быстрорастущей экономикой, у Китая были свои собственные амбиции проявиться в роли мировой державы и уравновесить американское влияние в Центральной Азии, на Корейском полуострове и в Южно-Китайском море, где у него были собственные экономические и стратегические интересы. Однако Китай не мог действовать в одиночку и нуждался в сильном союзнике, который бы дал ему доступ к дешевым источникам энергии, необходимым для поддержания высоких темпов роста ВВП, и к современным военным технологиям, необходимым для проведения в жизнь плана по созданию маленькой, универсальной, способной наносить мощные удары и высокотехнологичной армии. Конвергенция стратегических интересов сблизила две нации, что привело к появлению ряда экономических, энергетических и военных соглашений, которые положили начало стратегическому сотрудничеству двух гигантов, направленному, по их словам, на противодействие американской гегемонии.

Успех военных сил США во время войны в Персидском заливе стал, в основном, результатом их мобильности, гибкости, децентрализованной структуры командования, которая позволила командирам боевых частей принимать важнейшие решения самостоятельно, и использования высокотехнологичного оружия, которое позволяло искать, находить, делать мишенью и уничтожать вражеские объекты с беспрецедентным уровнем точности. После тщательного анализа войны в Персидском заливе китайские органы военного планирования пришли к выводу, что их армия непригодна для высокотехнологичной обычной войны, потому что китайская армия была громоздкой, экипированной устаревшими вооружениями и структурирована таким образом, что все решения принимались централизовано, практически лишая командиров военных частей возможности действовать самостоятельно. Поэтому они рекомендовали двусторонний подход, чтобы сделать китайские вооруженные силы маленькими, гибкими, мобильными и быстро реагирующими, что дало бы возможность успешно вести высокотехнологичную обычную войну против врагов. С помощью России они начали с одной стороны модернизировать армию, заменяя старые военные мысли и подготовку современными, а с другой стороны усовершенствуя существующие вооружения и покупая новые, чтобы поддержать планы по созданию высокотехнологичной армии.

Наблюдая за воздушной мощью США и тем, как она может быть использована, чтобы закончить войну в самое короткое время, нанося сильному врагу наибольший вред, китайская армия поняла необходимость избавиться от устаревших боевых самолетов и ввести современные летающие платформы, которые бы позволили защищать воздушное пространство Китая и его наземные силы в случае воздушных атак врага. Китайские военно-воздушные силы владели почти 4 тысячами самолетов типа F-6, F-7, A-5, J-8 и другими, которые считались устаревшими по современным стандартами, и которые требовалось заменить современными летающими платформами. Россия сделала щедрое предложение, которое включало в себя не только самые современные боевые самолеты, необходимое обучение для пилотов, запасные части и другие средства, необходимые для поддержки и ремонта новых летающих платформ, но и передачу технологий, необходимых для полнейшей модернизации китайской авиационной индустрии. В соответствии с соглашением, военно-воздушные силы Китая получили такие самолеты как Су-27, Су-30 и Су-34, способные играть роли дальних истребителей-перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков. Эти новые возможности китайских военно-воздушных сил были приняты западными аналитиками во внимание и интерпретированы как значительное улучшение возможностей Китая защищать свое воздушное пространство и стратегические интересы в регионе. Это была большая сделка для оборонного комплекса России, которая не только подтвердила растущее влияние страны в Китае, но и показала обязательства Москвы по стратегическим отношениям, построенным, чтобы противодействовать американским планам в Центральной Азии, Восточной Европе и Южно-Китайском море. Сделка также показала решимость России постоянно улучшать свои возможности по продаже вооружений другим странам.

Китайские амбиции создать настоящий флот отражали желание Пекина доминировать в Южно-Китайском море, чтобы нанести поражение огромному флоту американских авианосцев в случае войны за Тайвань, и в Индийском океане, чтобы проводить долговременные морские операции в международных водах с целью защиты поставок нефти и коммерческих морских путей, которые являются жизненно важными для быстрорастущей экономики Китая. Китай брался за различные проекты, чтобы модернизировать существующий флот боевых кораблей и подводных лодок и получить более мощные морские платформы от России, которые помогли бы улучшить его возможности ведения морского боя. В дополнение к участию в различных программах по модернизации существующих военных кораблей Китая, Россия поставила Пекину несколько ракетно-ядерных управляемых эсминцев класса 'Современный' и подводную лодку класса 'Кило' с достаточным количеством ракет, торпед и другой необходимой амуниции. Согласно сообщениям, чтобы помочь Китаю справиться с его основным поводом для заботы, флотом американских авианосцев, Россия предоставляет всестороннюю поддержку для китайского проекта авианосца, который будет играть центральную роль в будущих морских операциях Китая в Южно-Китайском море и Индийском океане.

Для того, чтобы улучшить мобильность, выживаемость и точность своих войск и военных машин, Китай сократил размер наземных войск, чтобы сделать их меньше и мобильнее, увеличил инвестиции в исследования и разработки, чтобы улучшить их возможности, начал проекты по модернизации существующих вооружений, купил новые технологии, чтобы производить тяжелое оружие нового поколения, чтобы увеличить выживаемость, и добился сотрудничества с Россией по программе производства умного оружия, призванного увеличить убойную силу и точность своей армии.

Наземные комплексы ПВО для защиты ключевых инсталляций по всей стране также получили свою долю внимания от китайских органов военного планирования, и Россия согласилась помочь с разработкой различных национальных проектов, например системы ПВО FT-2000, которая также могла быть использована для противоракетной обороны. Чтобы уменьшить американское доминирование в космосе, Россия предложила обширное сотрудничество, чтобы увеличить возможности и улучшить космическую программу Китая, которая затем была расширена в программу космических вооружений, подвергнувшуюся серьезной критики со стороны администрации США. Высокий уровень российско-китайского сотрудничества в области обороны показал, что их отношения базировались на крепкой основе с общей целью восстановления глобального военного баланса сил, который был изменен после развала Советского Союза.

После того, как Китай получил свою независимость, между Пекином и Москвой установились теплые отношения и энергичное сотрудничество в области торговли, коммерции и обороны, но этот период продлился недолго. Вскоре страны дистанцировались друг от друга по возникнувшим идеологическим причинам, и 'дружеские' отношения между двумя гигантам выродились до откровенной враждебности, которая стала причиной изобилия двусторонних проблем и нехватки взаимного доверия, вылившихся в войну на китайско-российской границе в 1969 году. Однако приведенные в движение своими собственными стратегическими побуждениями противостоять американской стратегии, они осознали необходимость разрешить вопросы, приведшие к неприязни между двумя соседями-гигантами, что привело к подписанию двух двусторонних соглашений по демаркации границы, подписанных в 1991 и 2004 годах. Целью соглашений было установить границы, основываясь на взаимном доверии, сотрудничестве и интересах.

В то время, как России в ее противостоянии с Западом нужен такой большой и сильный партнер как Китай, Москва также принимает к рассмотрению другие факторы, которые могут привести к возникновению проблем безопасности, если Китай станет слишком сильным и попытается втянуть бывшие советские республики в свою собственную сферу влияния, чтобы получить эксклюзивный доступ к огромным углеводородным резервам Средней Азии для получения экономических и стратегических выгод. Россия будет поставлять Китаю инструменты, необходимые для улучшения его вооруженных сил и экономики, чтобы использовать страну в качестве стратегической пешки против американского влияния в Центральной Азии и других местах, но Москва также будет следить за тем, чтобы Китай не стал настолько сильным, чтобы бросить вызов позиции России как важной мировой державы. Таким образом, Москва не готова предоставить Китаю неограниченный доступ к своим самым сложным военным технологиям, боясь, что Пекин использует эти технологии, чтобы создать долгосрочную угрозу национальной безопасности России.

Тем не менее, стратегическое сотрудничество между двумя сильными нациями продолжится и в будущем, благодаря следующим факторам:

Энергетический фактор: России нужно использовать свои огромные энергетические резервы как статью экспорта, чтобы зарабатывать валюту, которую можно использовать для улучшения своей экономики и оборонной индустрии. Китаю, с другой стороны, нужны непрерывные поставки энергетических ресурсов, чтобы поддерживать свой экономический рост.

Стратегический фактор: Так как обе нации хотят противодействовать стратегическим планам США в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, конвергенция стратегических интересов заставит их сотрудничать в областях взаимной выгоды.

Политический фактор: Обе нации будут сотрудничать друг с другом, чтобы избавиться от недоверия и подозрений для того, чтобы развивать сотрудничество по политическим вопросам и поддерживать здоровые двусторонние отношения с тем, чтобы концентрировать национальную энергию и ресурсы на проведении внутренних политических и экономических реформ, необходимых для адаптации к новым политическим и экономическим реалиям, возникшим после кончины коммунизма.