Грузовое судно 'Маерск Алабама', которым командовал Ричард Филлипс, стоит на якоре в кенийском порту Момбасе. Команда из 19 американцев дает показания агентам ФБР. По словам матросов, капитан Филлипс спас им жизнь, предложив себя в качестве заложника. Глава фирмы 'Маерск' заявил, что как только станет возможным, вся команда будет отправлена самолетом на родину.
Последней добычей сомалийских пиратов в Аденском заливе стал буксир, шедший под итальянским флагом. Его экипаж состоит из 10 граждан Италии, 5 граждан Румынии и одного хорвата. Судно было захвачено несмотря на усиленное патрулирование акватории военными кораблями 15 стран.
Инцидент с американским грузовым судном вызвал в администрации президента Обамы дискуссию о возможных мерах воздействия на политическую ситуацию в регионе Африканского Рога, говорится в статье в газете 'Вашингтон пост'. Положение в Сомали вызывает у США особое беспокойство в связи с активизацией там экстремистской группировки 'Аль-Шабаб', получающей деньги от пиратов.
Боевики этой организации контролируют часть территории страны, их ряды пополняются добровольцами из Европы и США, а лидеры 'Аш-Шабаб' поддерживают тесные связи с главарями 'Аль-Кайды'. Согласно газете, советники президента Обамы обсуждают целесообразность ракетного удара по базам 'Аш-Шабаб'. Однако в Белом доме превалирует мнение о менее агрессивном подходе к проблеме Сомали. У всех на памяти провал американской операции в Могадишо в 1993 году, когда погибли 18 морских пехотинцев.
Пиратский промысел вдоль сомалийского побережья протяженностью почти 4.000 км вырос в крупную международную проблему. Согласно данным ООН в морском коридоре, соединяющем Суэцкий канал с Индийским океаном, в прошлом году произошло 111 нападений на гражданские суда. Это на 200% больше, чем в 2007 году.
Объем выкупов, полученных пиратами, исчисляется сотнями миллионов долларов. По всем параметрам это хорошо налаженный бизнес. Одной из причин его возникновения аналитик лондонской неправительственной организации Chatam House Роджер Миддлтон называет крах сомалийской государственности.
После свержения в 1991 г. режима диктатора Мохамеда Барре в стране воцарился хаос. Многие страны Европы и Азии воспользовались им для того, чтобы хозяйничать в сомалийских водах. Одни вели там коммерческий лов рыбы, другие сбрасывали ядовитые отходы, включая бочки с радиоактивными материалами.
В отсутствие береговой охраны сомалийские рыбаки вооружились и перешли к самообороне - начали отгонять иностранные баржи с мусором от берега и взимать пошлины с рыболовных траулеров. Постепенно борьба с зарубежными нарушителями переросла в криминальное предприятие, указывает Миддлтон:
'Сегодняшние пираты уже не жители рыбачьих деревень, а хорошо подготовленные боевики, прекрасно осведомленные о выгодах разбойного промысла. Они платят какую-то часть денег от выкупов рыбакам и за это пользуются их поддержкой. У них налажена служба пиара, которая в случае ареста злоумышленников заявляет: "Мы защищаем прибрежные воды от загрязнения'.
Военные корабли, патрулирующие Аденский залив и Индийский океан, действуют на основании Конвенции ООН по морскому праву и резолюций Совета безопасности ООН. Но пиратством в этих документах именуются нападения в открытом море. В территориальных водах иностранным кораблям оперировать запрещено.
Поскольку в Сомали после 18 лет хаоса нет соответствующих структур, международное сообщество сейчас обсуждает проект создания многонациональных морских миротворческих сил для обеспечения безопасности сомалийского побережья. Однако все сходятся во мнении, что без установления политической и государственной стабильности в стране угроза пиратства в Сомали вряд ли сойдет на нет.