Россия ведет наступление на оружейные рынки Латинской Америки, на которых ранее господствовали Соединенные Штаты. Источником такого успеха российские аналитики считают как улучшение маркетинговой стратегии, так и политические перемены в регионе.
'Основная причина расширения военного и технического сотрудничества с Латинской Америкой заключается в том, что Россия предлагает своим партнерам не только конкурентоспособное оружие и военную технику, но и привлекательные условия покупки', - заметил заместитель генерального директора государственной компании 'Рособоронэкспорт', обладающей монополией на экспорт вооружений, Виктор Комардин в своих письменных ответах на наши вопросы.
Клиенты России
Начало тенденции положила Венесуэла, заключившая в 2005 и 2006 году многомиллиардные контракты на поставку российского вооружения.
До тех пор единственным крупным заказчиком Москвы в регионе была Перу. В период с 1976 по 1992 год она, по данным 'Оборонпрома' - контролируемого государством холдинга, объединяющего российские вертолетостроительные заводы, купила больше 60 вертолетов Ми-17, 12 штурмовых вертолетов Mи-35, 3 тяжелых вертолета Mи-26 и 15 вертолетов Mи-6.
В 1990-х Перу заказала 3 истребителя МиГ-29, 30 ракет класса 'воздух-воздух' Р-77 и 6 многоцелевых самолетов Ил-103. В конце 1990-х российские СМИ также намекали на то, что Перу приценивается к зенитным комплексам 'Тор' и 'Тунгуска' и на возможность покупки двух дизельно-электрических подлодок проекта 877ЭКМ. Эти сделки так и не были подтверждены официально, а оборонные аналитики, учитывая скромное финансовое положение Перу, сомневаются в том, что они были осуществлены.
Новый толчок военному сотрудничеству с Перу дал состоявшийся прошлой осенью визит российского президента Дмитрия Медведева в Латинскую Америку. В ноябре 'Оборонпром' и министерство обороны Перу подписали договор о создании в этой стране центра технического обслуживания российских вертолетов.
В 2005-2007 годах Венесуэла заказала в России оружия на сумму 4,4 миллиарда долларов, в том числе 24 истребителя Су-30МК2, зенитно-ракетные комплексы 'Тор-М1', многоцелевые вертолеты Mи-17, ударные вертолеты Mи-35 и тяжелые транспортные вертолеты Mи-26.
Кроме того, эта страна приобрела в 2005 году у России 100 000 автоматов АК-103. С учетом контрактов, подписанных в 2006 году и в начале 2007-го, Венесуэлу можно считать вторым по величине импортером российских вооружений после Алжира, купившего у России оружия в общей сложности на 7,5 миллиардов долларов.
В прошлом сентябре государственная 'Российская газета' сообщила о том, что венесуэльские военные планируют купить еще шесть неядерных подводных лодок. Караскас также хочет приобрести в России несколько десятков надводных боевых кораблей, включая патрульные катера проекта 14310 'Мираж', представляющие собой плавучий ракетный комплекс и способные уничтожить любой корабль на расстоянии от 7 до 130 километров.
Кроме того, Венесуэла ведет переговоры о покупке нескольких десятков патрульных самолетов Ил-114, и запросила партию из 10 ударных вертолетов Ми-28Н, поставки которых начнутся во второй половине года.
Венесуэла также проявила интерес к новым истребителям Су-35, которые должны сойти с конвейера в 2010 году, заявил глава государственной корпорации 'Ростехнологии' Сергей Чемезов, в ходе своего сентябрьского визита в Каракас. По его словам, обе страны уже подписали договор о создании в Венесуэле центров для технического обслуживания российских военных самолетов и вертолетов, а также для подготовки венесуэльских летчиков.
В ходе своего февральского визита в Москву, президент Боливии Эво Моралес (Evo Morales) также подписал широкое соглашение о военном и техническом сотрудничестве. Российские официальные лица тогда заявляли, что Боливия собирается приобрести многоцелевые вертолеты Ми-17. Больше никаких подробностей сделки не разглашалось.
Совсем недавно, в начале апреля во время четырехдневного визита чилийского президента Мишель Бачелет (Michelle Bachelet) в Россию, российское новостное агентство 'Интерфакс', сообщило со ссылкой на источник, связанный с экспортом вооружений о том, что Чили проявила интерес к новым версиям российских вертолетов Mи-35 и Mи-17, вертолетам дальнего наблюдения Ka-┐31, зенитно-ракетным комплексам 'Бук-М1' и 'Бук-М2', переносным зенитно-ракетным комплексам 'Игла', а также к огнестрельному оружию и кораблям.
Россия и Чили подписали межправительственные соглашения о военном и техническом сотрудничестве в 2004 году.
Между тем, 7 апреля заместитель директора российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин заявил новостному агентству 'РИА Новости', что Россия ведет переговоры с бразильской авиастроительной компанией Embraer о строительстве в этой стране завода по сборке российских истребителей пятого поколения ПАК ФА, разрабатываемых совместно с Индией. Первые полеты ПАК ФА должны состояться позднее в 2009 году.
Политические перемены играют России на руку
Продвижению на латиноамериканские рынки, которое некоторые из российских чиновников называют 'прорывом', способствуют те ограничения, которые Соединенные Штаты накладывают на собственное военное и техническое сотрудничество с Латинской Америкой, считает директор московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. 'Американцы фактически толкнули Чавеса и Моралеса в объятия России', - говорит он.
В частности, аналитик ссылается на введенное в 2006 году Вашингтоном эмбарго на поставки вооружений Чавесу, которого США обвиняют в поддержке террористических режимов и экстремистских групп, и на принятый в 1992 году закон, позволяющий Соединенным Штатам препятствовать другим странам продавать военную технику, в которой использовались компоненты американского производства. Этот закон фактически запрещает странам НАТО продавать вооружение Венесуэле. Оружие и технику Чавесу продолжает поставлять только Испания.
Еще одним примером, по словам Пухова, стала заблокированная Соединенными Штатами сделка объемом в 58 миллионов долларов по продаже Боливии семи чешских боевых самолетов Л-159, о которой в январе сообщали новостные агентства.
'Моралес теперь будет покупать российскую технику. Это дешево и не подразумевает дополнительных условий', - считает Пухов.
Планы Москвы снабдить Боливию вертолетами были обнародованы на фоне спора о борьбе с наркотиками, разгоревшегося между Ла-Пасом и Вашингтоном и окончательно испортившего отношения Боливии с администрацией Буша.
В сентябре Моралес выслал посла США и запретил в стране деятельность американского Управления по борьбе с наркотиками, которое он обвинил в шпионаже.
Москва также предлагает своим латиноамериканским клиентам кредиты на покупку российского оружия. Чавес получил в сентябре кредит размером в миллиард долларов, а в феврале российские чиновники говорили о возможности выдачи подобного кредита и Моралесу.
По мнению директора Института Латинской Америки Российской академии наук Владимира Давыдова, возвращение России к роли независимого глобального игрока в последние годы совпало со стремлением латиноамериканских стран найти на мировой арене других партнеров кроме Соединенных Штатов.
'Эти страны прекрасно знают, что им способен дать Вашингтон, и теперь, естественно, хотят понять, что им может предложить Москва, - считает Давыдов. - Россия, с ее развитой оборонной промышленностью и сильным желанием диверсифицировать рынок своих вооружений выглядит вполне привлекательной альтернативой США, если речь идет о военном и техническом сотрудничестве'.