Михаил Горбачев побывал в марте в Вашингтоне в рамках турне, вдохновленный перспективой оттепели в американо-российских отношениях. Бывший генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза и первый президент СССР встретился с американскими учеными и официальными лицами, включая президента Обаму и вице-президента Байдена. Он все время подчеркивал, что у Соединенных Штатов и России три фундаментальные общие цели, достижение которых будет невозможно, если стороны не будут действовать в качестве равноправных партнеров. Речь идет о контроле над ядерным оружием, противодействии исламскому экстремизму и сотрудничестве в области охраны окружающей среды.
Вашингтон и Москва не будут иметь согласие по всем пунктам, но содействие России необходимо по каждому из трех вопросов. У двух стран имеется долгая традиция переговоров о разоружении. Москва обладает рычагами воздействия на те страны, перед лицом которых США потеряли свой авторитет. Наконец, сибирские леса, наряду с тропическими лесами Бразилии, являются вторым легким планеты. Администрация Обамы протянула руку русским, и Медведев ответил на этот жест доброй воли взаимностью. Теперь начинается кропотливая работа по нахождению точек соприкосновения.
Горбачев заявил, что, когда в конце 80-х Советы предложили убрать из Европы все ядерное оружие, американцы воспротивились, потому что Советский Союз остался бы при арсенале обычных вооружений, многократно превосходящем европейские системы обороны. Сегодня Россия и другие страны находятся в одинаковом положении перед лицом США, чьи обычные вооруженные силы и военный бюджет больше, чем у кого бы то ни было. Это обещает стать камнем преткновения на переговорах, если только не получит развитие всеобщая политика разоружения. Бывшие государственные секретари Генри Киссинджер, Джордж Шульц и Джеймс Бейкер обсудят эти проблемы с Горбачевым и прочими на предстоящей конференции в Риме. А начало этих переговоров удачно совпадает с принятием бюджета военного ведомства. Вместе с тем, и российская военная реформа ставит своей целью модернизацию армии и ее перевод на профессиональную основу. Медведева и Обаму, безусловно, ожидает упорное сопротивление со стороны определенных кругов, но оба предложения могут ослабить взаимную подозрительность и доказать новому поколению ядерных держав, что 'старая школа' серьезно относится к контролю над вооружениями.
Однако главная причина недовольства Горбачева относится не к текущей политике. По его мнению, западный 'комплекс победителя' после краха Советского Союза стал препятствием на пути решения глобальных проблем. Горбачев особо критически отозвался о заявлении президента Клинтона, сделанном в 1997 г., что 'с Божьей помощью' двадцать первый век станет веком Америки. Горбачев указывал на то, что милитаризация глобальной политики после 1991 г. сформировала дипломатический менталитет 'игры с нулевой суммой', характерный для администраций Клинтона и Буша. В сфере экономики старые методы и устаревшее мышление - например, слепая вера в нерегулируемый рынок - привели к глобальному финансовому кризису. Администрация Обамы могла бы добиться огромной выгоды, углубив участие России в международных финансовых и торговых системах, включая ВТО, что, в свою очередь, стало бы мощным рычагом воздействия на Москву. Для начала стоило бы отменить поправку Джексона-Вэника от 1974 г.
Меняться нужно и российскому правительству. Если оценивать себя по собственным стандартам, то можно испытать ложное чувство успеха. Одно дело - критиковать абстрактный универсализм и указывать на двойные стандарты. Другое - конструктивно формулировать собственную идентичность. Критика в адрес Запада оказалась дешевым и простым способом консолидации российского общественного мнения. Обвинение Соединенных Штатов в мировых финансовых неурядицах и поиск западного заговора за нестабильностью на Кавказе скрывает их подлинную причину, каковой является масштабная административная коррупция. Как обнаружил прошлым летом президент Грузии Саакашвили, культивируемые государством фобии могут стать самоисполняющимися. Урок, преподанный Россией, мог бы быть полезен и ей самой: самоидентификация, основанная на противопоставлении себя другим, неполноценна. России еще только предстоит придать позитивное содержание своей форме и найти собственную нишу на глобальном рынке, если она не хочет остаться складом природных ресурсов. Финансовый кризис и нынешняя разрядка в отношениях с США дают Кремлю не только шанс доказать, что он надежный международный партнер, но и возможность осуществить внутриполитическую реформу и национальное примирение.
Администрация Обамы обладает уникальным шансом полностью восстановить доверие тех государств, которые хотели бы стать ее партнерами, отказавшись от универсалистской идеологии, характеризовавшей предыдущие администрации. Для этого ей не придется отказываться от американских идеалов. Запад в своих суждениях об успехах России на пути к открытому и демократическому обществу больше руководствовался западными идеями, чем российской традицией. Россия прошла долгий путь от сталинских чисток и безжизненного единомыслия брежневской эпохи. Воодушевлять, а не судить Россию - вот как должен поступать государственный департамент. Действительно, было довольно странно одной рукой пытаться привить стране демократию, а другой - окружать ее странами НАТО. Во время второго президентского срока Буша выступать на стороне интересов США было для российских либералов равносильно самоубийству. Мораль сей басни такова, что универсалистские проекты теряют свою привлекательность, когда они начинают навязываться. Если нынешняя разрядка продлится достаточно долго, то российские либералы смогут вновь взглянуть на США, как на образец. Более того, президент Обама и Горбачев сошлись во мнении о том, что свободы в сфере безопасности и гражданского общества не должны исключать друг друга. Наоборот - они не могут существовать по отдельности.
Антон Федяшин - старший преподаватель истории России в Американском университете