Ничего хорошего не принесет попытка смотреть на мир исключительно с собственной кочки. Мы - член ЕС, и это делает и нас большими. Необходимо четко осознавать статус членства в крупнейшем в мире экономическом и политическом союзе и более прагматично использовать свои возможности в первую очередь во внешней политике. Именно благодаря своему членству в ЕС в последние годы мы получили шанс активно участвовать в мировой политике. Например, бывший премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен даже недовольно спросил, чего это Эстонии на Кавказе нужно.
Финляндии там ничего не нужно. Политика большинства малых стран Европы сдержана и консервативна. Прежде всего, страны преследуют собственные экономические интересы и поддерживают связи со своими соседями. Мы поставили более высокие цели. Роль Эстонии как специалиста по восточным соседям ЕС воспринимается серьезно. Когда на зарубежных мероприятиях речь заходит о Грузии, тот факт, что слово берет Эстония, воспринимается так же естественно, как выступление представителей Великобритании на тему израильско-палестинского конфликта. Темы, с которыми мы близко знакомы, прибавляют нам внешнеполитического веса.
Разумеется, мы понимаем политические реалии России лучше, чем многие другие страны. Зачастую мы занимаем позицию, противоположную позиции нашего соседа, потому что для нас недопустимо попрание демократических ценностей: такое поведение самым непосредственным образом представляет опасность и для нас. В то же время мы должны быть крайне рассудительны. Россия является важным торговым и экономическим партнером ЕС, и ему приходится принимать решения в отношении Китая и России.
Будем честны, время от времени в этих решениях базовые ценности остаются на заднем плане. В этом и заключается серьезнейший внешнеполитический вызов для нашего государства: как представить свои взгляды таким образом, чтобы в ЕС мы не выглядели страной, которую интересует одна-единственная тема, и чтобы не оказалось, что мы препятствуем сотрудничеству в сфере экономики, и, например, борьбы с преступностью со странами, в которых представление о демократии и правах человека отличается от нашего.
Внешнеполитический кредит доверия Эстонии не бесконечен. Чрезмерно острые реакции в ответ на неприятные для нас политические открытия не позволяют воспринимать нас серьезно на международной арене в относящихся к России вопросах. Я понимаю, что в местной политике можно с помощью популизма завоевать дополнительные голоса на выборах, но эти голоса не помогут Эстонии укрепить свои позиции в мире. России и другим крупным партнерам ЕС нельзя делать необоснованные уступки, но договоренности, которые обеспечивают баланс в отношениях ЕС с третьими странами, в современном мире просто необходимы.
Как член ЕС мы будем значительно успешнее, а внешняя политика и политика безопасности будут более результативными, если мы станем действовать сообща. У нас есть прекрасные возможности по проведению разъяснительной работы в ЕС с целью предотвращения заключения опасных или невыгодных для нас соглашений. При этом разумное поведение означает также готовность к компромиссам. В наших интересах скорее компромисс внутри ЕС перед началом переговоров с Россией или другими государствами, чем если отдельные страны-члены ЕС заключат двусторонние договоры в обход нас.
В то же время внешнее давление на Эстонию по-прежнему высоко. Россия платит миллионы долларов базирующейся в США пиар-компании Ketchum, чтобы вести глобальную войну за общественное мнение. Эстонской внешней политике предъявляются претензии, что она не приняла вызов. Золотое правило пропагандистских войн заключается в том, что после сражения никто не вспомнит, какая из сторон изначально была права. Поэтому более верным было бы игнорировать такие войны. Обратим лучше внимание на то, что в свете войны между Россией и Грузией приходится говорить уже и о том, что на крючок попались влиятельнейшие западные политики. Это, несомненно, тот момент, когда деятели внешней политики Эстонии должны обдумать свои дальнейшие шаги.
Важная часть внешней политики Эстонии - это внешнеэкономическая политика, и нам предстоит пройти долгий путь к успеху, в сравнении, например, с Финляндией. Наши дипломатические представительства по большей части находятся в странах-членах ЕС, где перед предпринимателями хоть и открывается свободный рынок, но в реальности выйти на него нелегко. В то же время рынки, на которых можно действовать более успешно, далеки и незнакомы и, что самое главное, в таких странах нет дипломатических представительств Эстонии, на которые могли бы опереться наши предприниматели.
В условиях экономического спада одним из ключевых вопросов для Эстонии является увеличение экспорта. Во время внешнеполитических визитов в повестке дня должна стоять и тема экспорта. Вполне нормальной практикой является поддержка экспортирующих предприятий посредством внешнеполитических связей.
Существующие контакты в азиатских и арабских странах хрупки. Пора создавать политический капитал в тех регионах мира, которые имеют потенциал развития, располагают растущими рынками и деньгами. Зачастую в таких регионах хорошие политические контакты способны открыть дорогу экспорту. Сдержанность здесь не является добродетелью. Нам есть чему поучиться, глядя на то, как поддерживают свои предприятия дипломаты и политики других стран ЕС.
Кристийна Оюланд - вице-спикер Рийгикогу (Партия реформ)