Белорусские власти по-прежнему существуют в виртуальной экономической реальности, в которой нет кризиса. Однако даже Лукашенко вынужден признать, что тревожные тенденции в экономике набирают силу.
'Преступления' и 'наказание'
Отчет правительства и Национального банка о социально-экономическом развитии страны в первом квартале 2009 года прошел в полузакрытом режиме. Однако даже из причесанного сообщения президентской пресс-службы можно выудить немало интересного.
Вот несколько ярких цитат из выступления Александра Лукашенко:
'Что вовсе не допустимо, и я расцениваю это как преступление, растут запасы на складах... Неправда, что нельзя продать нашу продукцию. Можно - но ее надо продавать не миллиардами или сотнями миллионов долларов, а, может, где-то по чайной ложке... В апреле работать в убыток - это преступление. С 1 апреля работу в убыток никто терпеть не будет. Время на то, чтобы выйти на безубыточную работу, было... Еще раз будет предложение о пересаживании с места на место руководителей, которые провалили работу, пойдете вместе с ними мести улицу. Это принципиально. Никаких перемещений. Это главный принцип кадровой политики... Если по итогам первого полугодия не будет выполнено то, что обещает правительство - пеняйте сами на себя, разборки будут железные... Сложилось впечатление, что каждый пытается как-то оправдаться, что-то приукрасить, спихнуть ответственность на другого и так далее'
'Маркиза' в тревоге
Насчет 'приукрасить' - это, похоже, адресовано премьер-министру Сергею Сидорскому. Его взгляды на ситуацию кардинально расходятся с точкой зрения главы государства. В частности, Лукашенко считает, что 'что сегодня у нас 'провалилась' промышленность'. А Сидорский утверждает, что 'промышленность постепенно, но уверенно добавляет из месяца в месяц'.
Складывается впечатление, что Лукашенко и Сидорский живут в разных странах. В одной, у предприятий падает рентабельность, они вынуждены сокращать объемы производства и экспорт. В другой, правительство прогнозирует, что во втором квартале будут увеличиваться темпы роста ВВП (то есть уже сейчас увеличиваются, поскольку на дворе - апрель), инфляция резко снизится и вообще 'все будет хорошо, прекрасная маркиза...'
Сама 'маркиза' в этом явно не уверена. Александр Лукашенко отметил ряд тревожных тенденций в развитии отечественной экономики и даже признал, что 'бушующий в мире финансовый кризис зацепил нас крылом'. Какой поэтичный образ!
Ни слова о девальвации
Как уже говорилось выше, отчитывалось не только правительство, но и Нацбанк. Но в единственном абзаце сообщения пресс-службы, посвященного Петру Прокоповичу, речь идет... о строительстве. Глава Нацбанка заявил о необходимости увеличить установленное на 2009 год задание по вводу жилья в эксплуатацию.
Тема январской девальвации в официальном сообщении аккуратно обойдена стороной. Видимо, хвастаться тут сильно нечем: положительного эффекта 20-процентное снижение курса белорусского рубля не принесло.
Настораживает и то, что ни слова не было сказано о стабильности национальной валюты в будущем. Обычно Прокопович не упускает возможность заверить граждан, что рублю дальнейшая девальвация не грозит.
Главный итог заседания
В самом начале отчета Александр Лукашенко заявил: 'Никаких отчетов мне не надо. Меня интересует ответ по существу... меня интересует динамика, какова она, к лучшему или к худшему. И главное - каковы предложения?'
Глава государства так и не получил конкретных и четких ответов на вопрос о тенденциях и динамике развития производства, констатировала в итоге президентская пресс-служба. Это похоже на попытку Александра Лукашенко снять с себя ответственность за дальнейшее развитие событий.
С другой стороны, если руководитель государства, собрав правительство, банкиров и руководителей крупных предприятий (всего около 120 душ), не в состоянии даже получить от них ответы на интересующие его вопросы, то что он вообще может? И не означает ли это, что страна теряет управляемость?
Впрочем, спустя пару дней относительно наших перспектив весьма недвусмысленно высказался заместитель министра экономики Андрей Тур. В интервью 'БЕЛТА' он заявил, что '2009 год будет для белорусской экономики очень тяжелым...'.