В годы расцвета советской власти был такой идеологически вредный, но тонкий анекдот. Идут по дороге русский и украинец. Находят мешок с деньгами. 'Ну что, поделим по-братски?' - спрашивает русский. 'Нет, давай лучше поровну', - отвечает украинец. Судя по всему, нынешняя официальная Россия стала правопреемницей России в составе СССР по отношению к младшим братьям - бывшим союзным республикам. А у официальной Украины осталась опаска, как бы брат не обдурил, не забрал себе лишнего. Это прежде всего касается собственности бывшего Союза за границей, которую делят вот уже почти 20 лет.
Как заявил на днях руководитель пресс-службы МИД Украины Василий Кирилич, в министерстве считают, что российская сторона игнорирует интересы Украины в вопросе раздела собственности бывшего СССР за границей. 'Заявления о якобы принадлежности всей заграничной собственности только России являются некорректными, - отметил он. - Одним из первых многосторонних международных соглашений, которое подписала Украина со странами СНГ, - это, собственно, и было соглашение о правопреемственности в отношении государственного долга и активов бывшего СССР'.
Кирилич отметил, что в декабре 1994 года Украина и РФ подписали соглашение, которое касалось вопроса правопреемственности, однако оно не вступило в силу, поскольку его не ратифицировала Верховная рада. 'А не ратифицировал парламент Украины этот документ по абсолютно простой причине - исходя из того, что российская сторона, вопреки взятым на себя обязательствам, пока не предоставила информацию об объемах советского алмазного фонда, золотовалютного запаса, заграничной собственности и банковских счетов', - подчеркнул Кирилич. Вообще, в украинском МИД считают, что доля Украины в общей сумме активов и пассивов, к которым относится и зарубежная собственность бывшего СССР, составляет свыше 16 процентов.
Почему же именно сейчас, когда и без того украинско-российские отношения переживают далеко не лучшие времена, поднимается этот вопрос? Одним из объяснений может быть реакция на недавнее заявление управляющего делами президента Российской Федерации Владимира Кожина о том, что Россия намерена вернуть ряд объектов за рубежом, находившихся в собственности бывшего СССР. 'Что касается позиции Украины, то здесь ситуация тупиковая, - сказал Кожин. - Верховная рада до сих пор не ратифицировала соглашение, подписанное при распаде СССР, по которому Россия вместе с долгами Союза получала и всю его собственность. Этот так называемый 'нулевой вариант' признали и ратифицировали все, но затем Украина от него отказалась. Сейчас ситуация парадоксальная: Россия выплатила все долги бывшего СССР, включая и украинскую часть. Мы платим за содержание объектов. Но Киев продолжает претендовать на собственность бывшего СССР и препятствует тому, чтобы Россия вступила в законные права собственности'. Управделами сообщил, что в Госзагрансобственности создано специальное подразделение, которое занимается поиском зарубежных активов.
При этом от себя отметим, что Россия признана полной правопреемницей имущества СССР только Болгарией, Венгрией, Исландией, Финляндией и Швецией. В Австрии, Бельгии, Германии, Индонезии, Ирландии, Люксембурге, Польше, Португалии, Румынии, Франции, Швейцарии, Вьетнаме, Иране и многих других странах процесс переоформления недвижимого имущества бывшего СССР затруднен из-за блокирующей ноты Украины.
'Настало время жестко ставить вопрос по поводу урегулирования вопросов активов и пассивов бывшего СССР, - заявил народный депутат от Блока Литвина Олег Зарубинский. - Это не нормально, когда сегодня - вопреки законодательству, в том числе и международному праву, - регистрируются в пользу России дипломатические представительства, торговые миссии, огромная собственность, которая была у СССР за границей. Речь идет не об одной сотне миллиардов долларов. А сейчас это все регистрируется в пользу России. Она нам какие-то отдельные помещения предлагает, но агрегированный показатель доли Украины в собственности бывшего СССР, в том числе в заграничной собственности, запомните - 16,37. То есть шестая часть золотого запаса, шестая часть алмазного фонда бывшего СССР, шестая часть всей заграничной собственности бывшего СССР являются - по всем законам и нормам международного права - украинскими. В то же время Россия сейчас выступает категорически против международного аудита (что не раз предлагала Украина) собственности бывшего СССР за границей, то есть она даже не дает возможности узнать: а что реально нужно поделить и от чего взять шестую часть? А ведь собственность огромная - это, можете себе представить, целые кварталы в центре Берлина, в центре Женевы, это здание 'Аэрофлота' на Елисейских полях в Париже. Вы понимаете, о каких рыночных ценах идет речь? Шестую часть отсчитайте и представьте, что это значит для Украины'.
Так в чем суть спора? Российская сторона утверждает, что в соответствии с ранее подписанным соглашением о так называемом 'нулевом варианте' Украина утратила право на собственность СССР. Но парламент Украины не ратифицировал это соглашение. Напротив, Верховная рада приняла постановление, которым обязала правительство вести дальнейшие переговоры с Российской Федерацией относительно проведения полной инвентаризации и распределения собственности СССР. По утверждению официального Киева, Украина имеет право на получение примерно 16 процентов собственности бывшего СССР, в том числе и заграничной. Россия же постоянно предпринимает попытки оставить заграничную собственность Советского Союза исключительно себе. Несмотря на это у Украины сохраняются все шансы вернуть, если понадобится - в судебном порядке, принадлежащую ей часть имущества. Впрочем, было бы намного лучше, если бы стороны смогли решить все спорные вопросы в ходе переговоров.
От какого же наследства Украину пытаются заставить отказаться? Заметим сразу, что общая стоимость зарубежной собственности бывшего СССР точно не известна, поскольку ее рыночная оценка фактически не проводилась. Между тем, речь идет о бывших советских посольствах, торговых представительствах, домах дружбы, информационных бюро, корпунктах, земельных участках и прочем имуществе. Всего в 120 странах мира находится 3645 таких объектов. Кроме того, существуют так называемые спорные объекты. В начале 1990-х годов считалось, что продажа зарубежной недвижимости бывшего СССР может решить проблемы внешнего долга только на 50 - 60 проц. Теперь же стоимость этой собственности оценивается уже в 300 - 400 млрд. долларов. Кроме того, считают эксперты, нельзя забывать об имуществе СССР, которое осело в виде банковских вкладов и ценных бумаг (акциях и паях) совместных предприятий бывшего Союза. Эти цифры, похоже, и стали новыми 'возбудителями' для официальных Киева и Тбилиси, которые претендуют на часть наследного пирога. При этом в поисках аргументов неплохо было бы вспомнить первоначальный вариант раздела имущества при 'разводе' между республиками - меморандум о взаимопонимании. По нему республики брали на себя 'совместную солидарную' ответственность по внешнему долгу, а за это им полагалась часть общей заграничной собственности. Так что для Украины еще не все потеряно.