Апрель еще не завершился, но успел уже преподнести несколько политических сюрпризов. Накануне визита президента США Барака Обамы в Турцию ситуация на карабахском и армяно-турецком направлениях оказалась накаленной до предела, вызвав интенсивное обсуждение журналистами, политиками, экспертами и посредниками процесса урегулирования карабахского конфликта и перспектив взаимоотношений Еревана и Анкары.
Апофеозом новостного потока последних дней стала сенсация от Wall Street Journal о возможном, уже 16 апреля, подписании соглашения между Турцией и Арменией, в соответствии с которым Анкара открывает границу с Арменией и устанавливает с ней дипломатические отношения. Азербайджан отреагировал немедленно: Алиев отказался ехать в Стамбул на международный форум 'Альянс цивилизаций' с участием Обамы. Более того, через третью сторону руководство Азербайджана дало Анкаре понять, что Баку, дескать, прекратит поставку газа в случае, если Турция при отсутствии серьезного прогресса в урегулировании нагорно-карабахского конфликта действительно откроет границу с Арменией (отметим, что Турция покупает газ у Азербайджана по цене почти в три раза меньше мировых).
Президент и премьер-министр Турции поспешили успокоить Баку и опровергли информацию о соглашении с Арменией и открытии границы до решения карабахского конфликта. Однако вряд ли кто из серьезных экспертов поверил в достоверность информации американской газеты, и тем более - в мнимое осложнение отношений между Баку и Анкарой. Наиболее реально, что Азербайджан и Турция сымитировали охлаждение отношений между собой для демонстрации американскому президенту возможных негативных последствий для Запада в случае поддержки Белым домом Армении в вопросах карабахского урегулирования и признания геноцида армян.
Между тем страсти накалялись и в процессе урегулирования. Вызвавший негативную реакцию в Армении и Нагорном Карабахе венский 'миротворческий' форум четко обозначил для обеих армянских сторон тревожность ситуации, вызванной последними предложениями посредников. Фактически устами сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и, прежде всего, Бернара Фасье, была изложена позиция Азербайджана.
Интересным, но на сей раз кратким заявлением отметился и всегда оптимистичный американский сопредседатель Мэтью Брайза, сказавший то, что давно уже предполагалось: 'определенные вещи должны произойти одновременно - как прогресс по Карабаху, так и, возможно, улучшение отношений Турции и Армении'. Почему так 'должно произойти', Брайза уточнять не стал, но четкая связь между карабахским процессом и армяно-турецкими взаимоотношениями была проведена уже публично. К тому же американец с присущей ему уверенностью заявил, что серьезных подвижек в урегулировании нагорно-карабахского конфликта можно ожидать уже в ближайшие месяцы.
Проще говоря, открытие границы и установление дипломатических отношений Турция (но, оказывается, не только она) увязывает с территориальными и иными уступками армянской стороны в процессе урегулирования. Причем речь идет уже не только об освобожденных территориях НКР, составляющих пояс ее безопасности, но и о самом Нагорном Карабахе - притязания Баку, воодушевленного недавними оторванными от жизни заявлениями посредников, становятся все агрессивнее и циничнее. Еще одна ниточка этого клубка тянется в Вашингтон, где армянская община США, как и армяне всего мира, пребывает в ожидании выступления президента страны 24 апреля по случаю Дня поминовения жертв геноцида армян. Ключевой вопрос - выполнит ли Обама свое обещание назвать армянскую трагедию геноцидом или пополнит длинный список американских президентов, для которых сиюминутные политические интересы оказались выше соображений морали и верности собственному слову?
Между тем, в самой Турции уже в ходе визита Обамы происходили весьма симптоматичные события. В ряде городов страны прошли массовые акции протеста против открытия армяно-турецкой границы. Но вот Министерство иностранных дел Турции оптимистично заявило, что между Турцией и Арменией сейчас наметился прорыв в отношениях, и что развитие этих отношений принесет в регион мир и стабильность и может помочь разрешению конфликта между Азербайджаном и Арменией.
Два этих сообщения могут показаться противоречивыми, но только на первый взгляд. С большой долей вероятности можно предположить, что массовые акции протеста были организованы с ведома и под контролем турецких властей, чтобы продемонстрировать международному сообществу и, прежде всего, президенту США, что общественность, дескать, против открытия границы до решения карабахского вопроса.
Собственно, ничего нового тут нет - как и в том, как именно Турция видит 'решение карабахского вопроса'. Урегулирование на условиях Азербайджана взамен гипотетического открытия границы и коммуникаций (которые, кстати, в любой момент можно опять же закрыть) - слишком прозрачная и зыбкая сделка, чтобы даже предположить, что на нее согласится армянская сторона. В Ереване не могут не понимать, что идет самый откровенный шантаж Армении, прикрытый красивыми словами о 'прорыве, мире, стабильности' и т.п. Заявление Сержа Саркисяна от 10 апреля о том, что Армения продолжает придерживаться четкой позиции о необходимости установления дипломатических отношений с Турцией без каких-либо предварительных условий, вселяет надежду, что в Ереване все же не склонны играть в геополитические игры по правилам Турции.