Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ядерное разоружение: слишком много, слишком быстро?

Ядерное разоружение: слишком много, слишком быстро? picture
Ядерное разоружение: слишком много, слишком быстро? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нет на Земле страны, которая бы так серьезно подходила к вопросу ядерного разоружения, как Япония. После того, как страна пережила ужас Хиросимы и Нагасаки, правительство и народ Японии решительно выступают за полную ликвидацию ядерного оружия на планете.

Нет на Земле страны, которая бы так серьезно подходила к вопросу ядерного разоружения, как Япония. После того, как страна пережила ужас Хиросимы и Нагасаки, правительство и народ Японии решительно выступают за полную ликвидацию ядерного оружия на планете.

Японцы были одними из первых, кто несколько лет назад приветствовал решение группы именитых американских государственных деятелей - бывших государственных секретарей Генри Киссинджера и Джорджа Шульца, бывшего министра обороны Уильяма Перри и бывшего сенатора Сэма Нанна (с тех пор их называют 'четырьмя всадниками') - добиваться от Соединенных Штатов выполнения обязательств по ядерному разоружению согласно Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Хотя администрация Буша, по большому счету, пропускала их призывы мимо ушей, тем не менее, многие решили, что трудно игнорировать инициативу закаленных воинов 'холодной войны', каждый их которых считался в свое время 'ястребом' по вопросам обороны и безопасности. Будучи убежденными реалистами, они утверждают, что Америке будет безопаснее в мире без ядерного оружия, что важно, чтобы США воспринимались как лидер, ведущий мир в этом направлении, а не игнорирующий или в лучшем случае на словах поддерживающий такие призывы.

Президент США Барак Обама был одним из тех, кто слушал и соглашался с логикой 'четырех всадников'. В ходе своей кампании он часто говорил о необходимости ликвидации ядерного оружия. Теперь он, похоже, готов сделать важный шаг в этом направлении. Выступая 5 апреля в Праге по вопросу ядерного разоружения, он пообещал, что администрация предпримет 'конкретные шаги по полной ликвидации ядерного оружия в мире'. Встретившись ранее с президентом России Дмитрием Медведевым, он также пообещал начать переговоры с Москвой 'об условиях и сроках' разработки договора, который придет на смену Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Первое соглашение об СНВ, подписанное в июле 1991 года президентом США Джорджем Бушем-старшим и президентом СССР Михаилом Горбачевым, привело к крупнейшему в истории двустороннему сокращению ядерных боеголовок. Срок его действия истекает в декабре 2009 г., и заключение нового соглашения является одним из приоритетов администрации Обамы.

Так что можно было бы ожидать, что японцы будут в восторге. Не тут-то было! Действительно, многие в Японии по-прежнему были бы рады более масштабному и даже резкому сокращению одного из двух крупнейших в мире ядерных арсеналов; они считают усилия, предпринятые до сих пор, неадекватными и неискренними. Но другие обеспокоены тем, что предполагаемое сокращение - звучат предложения сократить арсеналы обеих сторон до тысячи или даже меньшего числа боеголовок - это 'слишком много, слишком быстро'. Они немедленно напомнили Обаме о второй половине его 'двойного обязательства', а именно о том, что США не будут разоружаться в одностороннем порядке и сохранят мощный потенциал ядерного сдерживания до того времени, когда станет возможной полная верифицируемая ликвидация.

Вот в чем причина их озабоченности. Если бы ядерное оружие было только у США и России, то значительное сокращение обоих арсеналов в стратегическом плане имело бы большой смысл. Но ДНЯО признает пять ядерных держав - США, Россию, Китай, Францию и Британию - и если ядерное оружие Франции и Британии не особо тревожит японцев (обе страны сокращают свои ядерные арсеналы и открыто излагают свои планы на будущее), то их глубоко волнует рост ядерного потенциала Китая и воздействие масштабного сокращения на 'расширенный потенциал сдерживания' Америки - ядерный зонтик, который мы предоставляем таким союзникам, как Япония и Южная Корея, живущим в ядерной тени.

А еще есть Северная Корея, являющаяся, наряду с Индией и Пакистаном, самопровозглашенной ядерной державой. Индия и Пакистан (равно как Израиль, который, как предполагается, также обладает ядерным оружием) никогда не подписывали ДНЯО и поэтому утверждают, что на них не распространяются его ограничения. Пхеньян подписал ДНЯО, получил ядерную технологию, а затем 'приостановил свое участие' в глобальном режиме нераспространения и в 2006 г. взорвал свое первое ядерное устройство (многие считают, что это испытание было лишь отчасти успешным). (Многие подозревают, что Иран разрабатывает ядерный потенциал по образцу Северной Кореи, пользуясь лазейками в ДНЯО, если не занимаясь откровенным надувательством).

Пробуксовка шестисторонних переговоров продемонстрировала, насколько трудно верифицировать даже самые незначительные по объему запасы ядерных материалов - предполагается, что Пхеньян обладает достаточным объемом плутония для создания от шести до восьми боезарядов. Тем не менее, и несмотря на то, что многие японцы предполагают обратное, превосходящие ядерные и обычные силы Америки делают северокорейскую угрозу управляемой. Но можно ли сказать то же самое о Китае, особенно, если он продолжит наращивать свой ядерный арсенал в то время, как остальные четыре ядерные держав сокращают свои?

Сегодня Китай следует стратегии 'минимального сдерживания'. Он заявляет, что не заинтересован в увеличении своего арсенала до уровня российского или американского; он просто хочет обладать достаточным потенциалом для сдерживания применения такого оружия Америкой против Китая. Соответственно, можно предполагать, что в ответ на значительные сокращения арсеналов США и России Китай также может сократить свой арсенал. Может быть, это и так, но пока позиция Пекина по вопросу ликвидации ядерного оружия такова: 'зовите нас, когда опуститесь до нашего уровня; тогда и начнем переговоры'. (Официально Китай не называет цифры, но, по данным разведки, он обладает примерно 300-400 боеголовками).

В рамках американо-японского стратегического диалога на недавнем Тихоокеанском форуме практически каждый японский специалист по вопросам безопасности (и в этом с ними было согласно большинство присутствовавших в зале американцев) утверждал, что резкое сокращение ядерного арсенала США (до 1000 или меньшего числа боеголовок) может подтолкнуть Пекин к наращиванию собственного ядерного арсенала с целью достижения ядерного паритета и условия 'взаимно гарантированного уничтожения', как Советский Союз в разгар 'холодной войны'. Они предупреждали о том, что это может подорвать американский потенциал расширенного сдерживания и заставить Токио усомниться в надежности американского ядерного зонтика.

Обама должен прислушаться к этим предупреждениям. Вашингтону и Москве, начинающим обсуждать дальнейшие существенные сокращения ядерных вооружений, пора потребовать от Китая и других стран участия в диалоге и раскрытия своих ядерных арсеналов. Нереалистично рассчитывать на то, что эти страны сократят свои арсеналы на такое же число боеголовок, поэтому все должны договориться о пропорциональных сокращениях; сокращение российского и американского арсенала на 20 (или 50) процентов должно повлечь за собой аналогичные сокращения арсеналов Китая, Франции и Британии.

Разумеется, это вынудит Пекин перейти, наконец, к открытости в том, что касается числа его ядерных боеголовок и будущих планов их развертывания, но продвижение к подлинным сокращениям и полной ликвидации ядерного оружия потребует от всех пяти признанных ядерных держав действовать в унисон, если они желают добиться реального прогресса.

Кроме того, Вашингтон должен будет полностью информировать японцев (и всех остальных заинтересованных союзников) о ходе переговоров и своих намерениях, чтобы другие страны не испытывали соблазна вступить в ядерный клуб из страха перед тем, что иначе они не смогут защитить свои интересы.

Ральф Косса - президент Тихоокеанского форума CSIS, некоммерческого исследовательского института, аффилированного с вашингтонским Центром стратегических и международных исследований. Статья была опубликована в PacNet Newsletter.

Обсудить публикацию на форуме