В политикуме вновь заговорили о вероятном парламентском союзе БЮТ и Партии регионов, целью которого является реформа Основного закона страны, прежде всего в изменении способа избрания президента.
Встреча четырех
Буквально на днях экс-премьер Янукович публично подтвердил, что будет выдвигать свою кандидатуру на грядущих президентских выборах. Помимо этого, лидер сине-белых отдельно отметил, что выступает обеими руками 'за' всенародное избрание главы государства. Однако вчера издание 'Коммерсант', ссылаясь на конфиденциальные источники в ПР, сообщило, что регионалы вовсе не отказываются от идеи проведения выборов президента в Верховной раде.
По информации газеты, в минувший уик-энд состоялась встреча Виктора Януковича, Юлии Тимошенко, первого вице-спикера Александра Лавриновича и члена Высшего совета юстиции Виктора Медведчука. На ней, якобы, и обсуждались планы по изменению выборов гаранта Конституции: вместо всенародных - в парламенте. Переговоры длились шесть часов кряду. Участники встречи среди прочего обсуждали и результаты закрытых социсследований, свидетельствующие о том, что лидер ПР, выйдя во второй тур президентских выборов, проигрывает как Юлии Тимошенко, так и Арсению Яценюку. Этим аргументом якобы и 'соблазняют' Януковича, чтобы его фракция дала голоса 'за' изменения формулы выборов главы государства. При такой схеме лидер ПР должен стать президентом, избранным депутатским корпусом, а Тимошенко - премьером с широкими канцлерскими полномочиями.
Поговаривают, что на конституционную летучку приглашали и спикера Литвина, но он отказался от участия в переговорах. Кстати, буквально на днях Владимир Михайлович открыто заявил, что ему известно о таких планах по внесению изменений в Конституцию. Их провести, утверждает спикер, планируется 'до июля этого года с тем, чтобы окончательно принять их уже в сентябре'. 'Нас ждет не менее сложный и драматический период перестраивания и маневрирования политических сил, который начнется сразу после майских праздников', - цитирует Литвина пресс-служба Рады.
Банковая угрожает референдумом
Как известно, для принятия изменений в Основной закон необходимо 300 голосов, которые есть у фракций Партии регионов и БЮТ. Отметим, что осенью минувшего года аналогичные конституционные переговоры сине-белых и "сердечных" сорвались в последний момент как раз из-за того, что в БЮТе отказались пойти на условия регионалов - изменить процедуру выборов президента.
Случайно или нет, но вчера, когда стало известно о реанимировавшихся конституционных переговорах команд Тимошенко и Януковича, депутаты 'отфутболили' президентский проект Конституции, который Виктор Ющенко просил рассмотреть в ВР как неотложный. 'Мы приняли решение отправить документ на доработку в связи с тем, что он неправильно оформлен. Например, на одной странице написано, что это изменения в Конституцию, а на другой - что это новая Конституция', - аргументирует председатель парламентского Комитета по вопросам правовой политики бютовец Сергей Мищенко. По его словам, на сегодняшний день на рассмотрении в комитете находятся целых семь законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Основной закон страны.
Но на Банковой сдавать конституционные позиции, похоже, не намерены. Так, замглавы президентского секретариата Игорь Пукшин не исключает, что 'если парламент не примет предложенный главой государства проект Конституции, то может быть задействован несколько другой сценарий'. Несколько другой сценарий, уточнил чиновник, это принятие Основного закона на референдуме.
В политикуме данное заявление уже вызвало шквал критики. Один из авторов первой Конституции независимой Украины, экс-народный депутат Виктор Мусияка отмечает, что изменения в Конституцию должны приниматься четко в соответствии с требованиями ныне действующего Основного закона. По его словам, если эти требования будут игнорированы в какой-либо части, в таком случае будет иметь место узурпация власти. Председатель КС Андрей Стрижак также заявил, что по действующему законодательству принятие новой Конституции на референдуме невозможно.
Конституционный суд предостерегает...
Отметим, что не далее как год назад Конституционный суд постановил: 'Народ Украины как носитель суверенитета, осуществляя свое волеизъявление через всеукраинский референдум по народной инициативе в порядке, определенном законодательством и Конституцией, может принимать законы (вносить в них изменения), кроме законов, принятие которых на референдуме по Конституции не допускается'. А к последним относятся вопросы по изменению формы правления в стране и перераспределение полномочий между ветвями власти.
Но самый показательный пункт решения КС состоит в следующем: новая Конституция не может быть утверждена на референдуме до тех пор, пока парламентарии не внесут изменения в прежнюю, которые позволили бы это делать, основываясь на уже существующих нормах. Таким образом, с тем, чтобы рядовые украинцы получили возможность высказывать свое мнение по поводу Основного закона, в нем должна быть закреплена соответствующая процедура. Кем? Парламентом, где у Виктора Ющенко поддержка нынче, мягко говоря, слабенькая.
Кстати напомним: новый Основной закон должен быть принят в Раде (два голосования - сначала 226, затем - 300 голосов), пройти экспертизу Конституционного суда, и лишь тогда выноситься на референдум.
Пока же парламентарии, которые на грядущей неделе после семидневного пленарного тайм-аута вернутся в сессионный зал, ломают копья над вопросом создания конституционной комиссии. Она будет состоять из 31 члена, и возглавлять ее должны два сопредседателя. По меньшей мере, о таких предварительных договоренностях сообщил спикер Владимир Литвин. При этом глава ВР отмечает, что в вопросах создания конституционной комиссии 'поспешность, которую демонстрируют одни наши коллеги, настораживает другую часть и это тормозит процесс'.
Однако с учетом политпроцесса перспектива коалиции БЮТ+ПР и сопутствующих ей 'конституционных благ' выглядит вполне реальной. Хотя бы потому, что наблюдается явное потепление между БЮТ и ПР. Регионалы, напомним, отказались от своей идеи блокировать работу Рады, а бютовцы очень тепло отозвались о предложениях ПР по антикризисной программе, пообещав обязательно их туда включить. Кроме того, общими усилиями сине-белых и "сердечных" было преодолено вето президента на закон о Конституционном суде, который открывает дорогу к импичменту.
Кучма начал. Ющенко продолжит?
Напомним, что впервые идея проведения всеукраинского референдума и вынесения на него ряда вопросов, изменяющих государственное устройство Украины, была высказана Леонидом Кучмой. В конце декабря 1999-го, спустя полтора месяца после победы Кучмы на выборах, начался сбор подписей в поддержку проведения референдума. До середины января их было собрано более четырех миллионов. 15 января 2000 года Леонид Данилович издал указ о проведении 16 апреля 2000-го всеукраинского референдума по народной инициативе о внесении изменений в Конституцию. На плебисцит, напомним, были вынесены следующие вопросы:
1) о предоставлении президенту права распускать Верховную раду, в случае если в течение месяца она не сформировала парламентское большинство или в течение трех месяцев не утвердила представленный правительством бюджет;
2) о сокращении общего числа депутатов Верховной рады с 450 до 300;
3) о необходимости формирования двухпалатного парламента;
4) об отмене депутатской неприкосновенности. Из Конституции предлагалось изъять ч. 3 ст. 80, в соответствии с которой без согласия ВР депутатов нельзя привлекать к уголовной ответственности, задерживать и арестовывать.
16 апреля 2000 года всеукраинский референдум был проведен. В нем приняли участие 28 728 575 украинцев (81,15%), имеющих право голоса. Абсолютное большинство наших соотечественников одобрило вынесенные на референдум предложения. По данным ЦИК, первое предложение поддержали 84,69% граждан Украины, второе - 89,00%, третье - 89,91%, четвертое - 81,68%. По результатам проведенного референдума Кучма издал указ о создании комиссии по подготовке изменений в Конституцию. Однако Верховная рада из четырех решений референдума одобрила только одно, внеся изменение, согласно которому президент получил право распускать парламент.
'Выбирать самих себя'
'С моей точки зрения, политические силы, пытающиеся изменить схему выборов президента, совершают политический суицид в перспективе. Почему? Потому что они оппонируют обществу, которое хочет самостоятельно выбирать главу государства. Но я думаю, риск внесения таких изменений в Конституцию есть. Они, очевидно, таки будут пытаться создать ситуацию, при которой сами будут избирать парламент, президента. Словом, выбирать самих себя', - отметил в беседе с 'Ведомостями' исполнительный директор Центра социальных исследований 'София' Владимир Лупаций.