Государственный контроль Литвы опубликовал отчет аудита комплекса мер по формированию имиджа Литвы в мире. В результатах аудита сказано, что 'большая часть из потраченных за последние четыре года 63 млн литов на различные мероприятия по формированию имиджа Литвы не дали ожидаемого результата'. В отчете аудиторов отмечается, что предыдущие концепции внешнего имиджа не содержали конкретики, а деньги, которые были выделены на их создание и реализацию, потрачены без должного контроля. Соответственно, утверждают аудиторы, средства тратились неэффективно.
Кризис идентичности
'Существует опасность, что Литва не сможет сократить отставание от своих соседей, которые раньше начали создавать концепцию внешнего имиджа, и проиграет конкурентную борьбу по привлечению инвестиций, развитию туризма и экспорта', - заявила на прошлой неделе государственный контролер Раса Будбергите. По словам аудиторов, все идеи о внешнем имидже страны оставались только на бумаге, а деньги тратились не понятно на что. Как пример в отчете упоминается случай со стратегией внешнего имиджа Литвы под названием 'Литва - это место, где можно созидать и реализовывать идеи'. Эту концепцию в 2006 году создал консорциум организации Europos namai, центр исследований Vilmorus и компания по стратегическим коммуникациям из Великобритании Chime Communication plc. Правительство до сих пор не подтвердило эту стратегию, потому что она не соответствует утвержденной методике по планированию. Сама же идея была слишком общей и с маркетинговой точки зрения не подходящая. Тем не менее на эту неэффективную и нерезультативную стратегию было потрачено 800 тысяч литов.
Аудиторы также отметили, что, несмотря на отсутствие утвержденной стратегии по формированию внешнего имиджа, различные институции организовывали конкурсы по отдельным элементам. Например, уже нашумевшую концепцию 'Литва - смелая страна' можно переименовывать в 'Литва - черная дыра'. Группе физических лиц, которые создали эту концепцию, заплатили 60 тысяч литов, и они отнеслись к поставленной задаче поистине масштабно: предложили построить в Литве здание мирового значения, а в Голливуде снять фильм про битвы во время Великого княжества Литовского. По мнению аудиторов, авторы концепции не оценили финансовые возможности Литвы и реальность идеи.
На организацию конкурса по созданию торгового знака Литвы и другие работы было потрачено 1,14 млн литов. Созданный знак до сих пор нигде не утвержден, а на своих страницах в Интернете его используют всего несколько государственных учреждений. По словам аудиторов, использованные деньги на этот проект не дали никакой ожидаемой отдачи, и нет никаких данных об известности этого знака за рубежом.
Проанализировав работу министерств, аудиторы пришли к выводу, что совершенно не ясно, по каким критериям выбираются различные меры по формированию имиджа. Например, Министерство культуры большую часть средств для формирования имиджа отдает организации Lietuvos institutas, которая использует эти средства не только на презентацию литовской культуры и искусства за рубежом, но и на административные расходы и зарплаты персоналу. В стране нет институции, которая бы контролировала формирование имиджа и анализировала достигнутые результаты.
В итоге Государственный контроль посоветовал вообще не выделять никаких средств из бюджета на внешний имидж Литвы, пока не будут созданы конкретный план и концепция с четко прописанными результатами и направлениями работы.
Пока только негатив
Несмотря на значительные средства, которые из бюджета выделялись на сомнительные программы, имидж Литвы в мире в прошлом году только ухудшался. В отчете отмечается, что известность страны в мире еще не значит достижение цели - Литву не должны просто знать, с ней должны быть связаны позитивные эмоции. Пока только негатив. Об этом свидетельствует исследование East West Global Index, в котором анализируется цитируемость различных стран в мировой прессе и контекст, в котором та или иная страна упоминается. Публикации и новости про Литву исследовались в таких солидных изданиях, как 'The Economist', 'The New York Times', 'The Washington Post', 'The International Herald Tribune', 'Time', 'CNN International' и так далее. Это исследование охватывает анализ информации более чем в 200 странах. Литва может радоваться. Из трех стран Прибалтики про нас пишут и рассказывают чаще всего. Правда, про нас отзывались хуже всех, поэтому по общему баллу Литва проиграла и Эстонии, и Латвии. Про Литву писали и рассказывали в прошлом году 2701 раз, и мы свалились на 42-е место, а чем оно выше, тем хуже. Про Латвию сообщали 1517 раз (29 место), а про Эстонию - 1349 (30-е место).
Имидж Литвы ухудшала растущая коррупция. По данным международной организации, которая изучает коррумпированность стран 'Transparency International', индекс коррупции в нашей стране составляет 4,6 балла. Из 180 стран, которые участвуют в исследовании, Литва занимает 58-е место. Это самый худший показатель за все время, когда Литва вступила в Евросоюз. А с 1999 года наша страна так и не достигла 5 баллов, которые бы означали ограниченный уровень коррупции. Все это влияло на поток инвестиций, который весь прошлый год в Литве снижался, а сейчас с началом экономического кризиса и вовсе иссяк. В рейтинге экономической свободы Литва занимает 30-е место. Для сравнения, Эстония - 13-е место.
Любят только соседи
То, что про Литву в мире никто ничего не знает, давно факт, но как оказалось, про нашу страну не знают и в Евросоюзе. В отчете аудиторов упоминаются результаты опроса, проведенного в 27 странах ЕС и соседних регионах (в Белоруссии и Калининградской области). Оказалось, что в среднем 42% европейцев ничего не знают о Литве. Мы известны, и что главное - любимы только соседями. Лучше всего о Литве отозвались жители Латвии (81%), Эстонии (85%), Белоруссии (73%), Польши (71%) и Калининградской области (57%). Жители этих регионов говорили, что в Литве живут хорошие и дружелюбные люди, а литовская культура очень богатая.
Не очень хорошо о Литве отзывались жители Финляндии, Швеции и Дании. Совсем плохо - в Великобритании, Испании, Италии, Франции и Германии.
Аудиторы констатировали, что единственные, кто прославляет нашу страну, - это спортсмены и представители культуры.