Страсти вокруг этой дилеммы кипят, и СМИ ежедневно тиражируют слухи и домыслы: поедет ли Александр Лукашенко в Прагу? Или белорусскую делегацию возглавит кто-то другой? На самом деле этот вопрос представляется вторичным. Важнее другое - поедет ли кто-нибудь вообще от Беларуси в Прагу и с чем оттуда вернется?
Сначала, со ссылкой на заявление руководителя белорусского внешнеполитического ведомства Сергея Мартынова появилась новость, что глава Беларуси в Прагу все же поедет.
Затем масла в огонь подлил сам президент Беларуси, затронув эту проблему в своем ежегодном обращении к народу и к парламенту, заявив, что, если европейцы не хотят его видеть, пусть так и скажут. Надо признаться, неплохо сказал. Потому что тем же европейцам пора самим определиться - имеют они дело с такой Беларусью, которая есть, или нет. Потому что другой Беларуси в ближайшей перспективе не будет. И с этим приходится считаться.
Потом австрийцы сообщили о 'джентльменском соглашении', якобы существующим между ЕС и официальным Минском. Согласно этой договоренности, Беларусь на саммите представит высокопоставленный чиновник, но не президент.
В общем, дилемма 'поедет - не поедет' будоражит умы комментаторов и читателей. Хотя именно это представляется далеко не главным вопросом. Важнее, скорее, с чем поедет в Прагу белорусская сторона и, главное, чем все это закончится. Понятно, что Европе, хотя бы для того, чтобы сохранить лицо, придется, имея дело с официальным Минском все равно требовать от него хоть какой-то демократизации. А вот готовность белорусских властей пойти на эту самую демократизацию в более-менее значимом объеме вызывает сомнения. После выступления главы государства с ежегодным обращением эти сомнения, честно говоря, только укрепились. В общем-то, примерно такой же точки зрения придерживаются и многие эксперты.
Готова ли будет Европа пускать Беларусь в Восточное партнерство безо всяких условий? Вряд ли. А потому вся эта история с партнерством вполне может закончиться несбыточными прожектами. И вероятность такого развития событий, к сожалению, довольно велика. Заметьте, независимо от того, кто именно поедет в Прагу.
Не будем забывать и о давлении с Востока. Речь Лукашенко уже вызвала резонанс и в России, причем заявления оттуда доносятся весьма недвусмысленные. 'Беларусь пытается балансировать между Западом и Востоком и думает, что в России всему этому не дадут должную оценку', - заявил депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин. Балансировать действительно сложно, поэтому рано или поздно придется что-то выбирать. А рычагов для обеспечения нужного ей выбора Беларуси у России немало. Это - следствие многолетней политики официального Минска. И от такого наследия мгновенно тоже не избавишься.
Крайне вероятным представляется такой сценарий событий - вся история с "Восточным партнерством", да и вообще улучшение отношений с Европой - не более чем инструмент (и, надо признаться, довольно эффективный) для выбивания преференций из России.
Россия на эту уловку ведется, и довольно активно. Поэтому финал этой истории тоже предсказуем - потепление с Европой закончится новым похолоданием. Но за это Беларусь что-то получит с Востока.
Это - не более чем гипотеза. Можно рассмотреть и другой вариант развития событий - Беларусь, невзирая на недовольство Москвы, присоединяется к "Восточному партнерству". Меняет избирательное законодательство, пускает 'врагов народа' в парламент и в СМИ... Вы верите в такое развитие событий? Значит, вы настоящие оптимисты.
Заметьте, ни один, ни другой сценарий не зависит от того, кто именно направится в Прагу. Показательно и то, что общество опять задается второстепенным вопросом, забывая о главном.