После ничьей в первом раунде партии в 'энергетический покер' между Россией и Украиной - ставки в этой игре весьма высоки - у Владимира Путина на руках оказались самые сильные карты. Российский премьер не приехал на две конференции по энергетическим вопросам, состоявшиеся в Болгарии и Туркменистане, поскольку он отлично понимал: главные вопросы должны были решаться на двусторонних переговорах с его коллегами из Болгарии и Украины - Сергеем Станишевым и Юлией Тимошенко, а также с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом (Andris Piebalgs); они состоялись на прошлой неделе в Москве.
Путин, признанный мастер энергетической дипломатии, отлично понимает, что здесь в отношениях между Россией и ЕС есть ряд вопросов, - 'Норд Стрим', 'Южный поток', 'Nabucco', Украина, Энергетическая хартия ЕС, и это лишь часть списка - требующих решения.
27-28 апреля Россия и Болгария, после интенсивных дипломатических консультаций на высоком уровне, уладили разногласия относительно будущего газопровода 'Южный поток', и продвигаются к решению о совместной реализации этого проекта. 29 апреля в Москву приехала Тимошенко: она предложила России поучаствовать в предполагаемой модернизации украинской газопроводной сети. Предусматривается израсходовать 350 миллионов долларов на увеличение ее пропускной способности на 30 миллиардов кубометров в год. 'Они хотят, чтобы ЕС вложил деньги в модернизацию трубопровода, а Россия согласилась предоставить дополнительные объемы газа для его наполнения, - поясняет в интервью New Europe Крис Уифер (Chris Weafer), главный аналитик московского банка 'Уралсиб'. - Честно говоря, шансы на то, что Россия даст такое согласие, минимальны. В настоящее время, думаю, этого не произойдет'.
Единственный способ, позволяющий Украине увеличить объемы газа, транспортируемого через ее 'трубу' - это налаживание поставок азербайджанского 'голубого топлива', которое будет добываться в рамках реализации второго этапа освоения месторождений в северной части Каспия, через Грузию и Черное море для последующей доставки в страны ЕС. Уифер отмечает, что Москва скорее всего не придает приоритетного значения модернизации украинской трубопроводной сети. 'Если посмотреть на ситуацию под этим углом зрения, то приоритеты Москвы выглядят так: номер один - 'Норд Стрим', номер два - 'Южный поток', номер три - Nabucco; и лишь на четвертом, последнем месте, стоит модернизация украинских трубопроводов', - полагает он. Реализация проекта 'Северный поток', несмотря на беспокойство относительно его экологических последствий, продолжается; к 2015-2016 гг. пропускная способность газопровода составит 55 миллиардов кубометров. Чтобы удовлетворить потребности Южной и Центральной Европы в 'голубом топливе', Москва предлагает продолжить трубопровод 'Южный поток' с пропускной способностью в 30-40 миллиардов кубометров, а ЕС и США продвигают проект Nabucco (его пропускная способность должна составить 30 миллиардов кубометров).
И здесь у Украины появляется 'окно возможностей'. 'Киев разыгрывает свой козырь, - отмечает Уифер в докладной записке для инвесторов, составленной после встречи Путина с Тимошенко. - По чисто прагматическим причинам, а также соображениям, связанным с минимизацией рисков, ЕС предпочел бы маршрут, альтернативный еще одному каналу поставок российского газа по контролируемому Россией трубопроводу. Проблема с Nabucco заключается в том, что он должен проходить либо через Турцию в Иран и/или Туркменистан, либо - если удастся построить трубопровод через Каспий - напрямую в Туркменистан. Ясно, что с обоими вариантами возникнут проблемы. И тут в дело вступает Украина. Ее предложение и Россия, и ЕС - пусть и скрепя сердце - могут счесть приемлемым, поскольку Россия будет обладать определенным контролем над трубопроводом, а Европа получит азербайджанский газ'.
Тимошенко понимает, что в этом случае Киев будет получать доход от транзита. Более того, Украина станет еще более важным фактором энергетической безопасности Европы. 'Конечно, соседи Украины предпочли бы Nabucco, но с учетом готовности Турции задействовать любые имеющиеся у нее рычаги давления для вступления в ЕС и отсутствие соглашения по транскаспийскому трубопроводу, - отмечает Уифер, - на пути его реализации возникают серьезнейшие препятствия'.
Когда речь идет об энергопоставках, в России грань между политикой и экономикой фактически стирается. Любые принимаемые решения в этой области имеют явный политический подтекст. Мы это знаем, и ничто в этом смысле не изменилось. Вопрос о трубопроводных маршрутах и улучшении отношений с ЕС в энергетической сфере крайне важен для России. У Путина здесь на руках флеш-рояль, а Украина держит комбинацию из двух черных тузов и двух восьмерок - ту, что в покере называют 'рукой мертвеца'.
____________________________________________________________
Газ: напряжение снова растет ("Le Monde", Франция)
Приверженность ЕС строительству газопровода висит на волоске ("The Financial Times", Великобритания)