Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какие ветры дуют в молдавские паруса?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Видно невооруженным глазом западное деление на наших и не наших . Не наши - это, конечно же, Смирнов и вся 'старая команда', которая из года в год попадает в списки лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС и США.

'Впрочем, в нашем мире все -

милая, расчудесная, знаете ли,

игра в лицедейство'.

Ю. Бондарев, 'Выбор'.

В марте текущего года, перед несостоявшейся встречей молдавской и приднестровской делегации, приднестровские власти объявили о том, что не желали бы видеть на своей территории спецпредставителя ЕС в РМ, посла США в РМ и чешского посла в РМ. Владимир Воронин, так уж получилось, не в силах помешать действиям приднестровских властей. Однако позицию свою мог четко обозначить, решив, что в таком случае не будет встречаться в Тирасполе ни с кем, не смотря на то, что неделей ранее обещал встретиться со Смирновым в Тирасполе под занавес своей президентской карьеры не кому-нибудь, а президенту РФ.

Повод есть - вот уважаемых дипломатов не пускают. Хотя давайте четко поймем - им запрещен въезд только в случае, если названные персоны изъявят желание посетить приднестровский регион с частным визитом. На матч футбольный съездить, иные красоты приднестровские посмотреть или же просто по короткой дороге проехать из Кишинева в Одессу. Этого нельзя. А если по делу: переговоры, встречи запланированные, иной официоз - то пустят. Так что - какой-то незавершенный запрет, не правда ли?

То, что ЕС и США медленно, но верно заходят в приднестровское урегулирование - секрет Полишинеля. Если бы в Приднестровье еще бы отсутствовал мизерный состав представительства Министерства обороны РФ (Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова (ОГРВ), то, ясное дело, участие и ЕС и США было бы более активным и более для них результативным.

Почему же приднестровская власть упражняется в 'виза бэнд'? Думается, прежде всего, об этом говорит сам формат запрета - 'можно, но при условии'. Тем приднестровцам, которые, в свою очередь, попали в первые строчки запрета на въезд в ЕС и США, просто было непонятно, почему же именно им оказана такая честь. Они то встречались чуть не каждый рабочий день с представителями и от ЕС и США, хотя иной раз по разным причинам не всегда этого и хотели. Они то шли навстречу, да и Воронин как-то пообещал, что будет содействовать тому, чтобы 'виза-бэнд' для приднестровского истеблишмента была отменена. Но вот и не посодействовал. Или посодействовал, но не так. Безусловно, раздражение на такой поворот - первая реакция. Это раздражение согласовали с российскими коллегами и придумали такой запрет.

Злит ли этот простого приднестровского жителя? Не думаю. Для большинства главная задача - выживание в сложных условиях. А то, что кому-то не разрешают выезд - ну так и что, их то это не касается. Да и у большей части активного населения не так уж велико желание жить в Приднестровье. Если есть возможность уехать, то эта активная часть уезжает. Для них нет запрета на выезд.

А что же касается переговоров, встреч, да просто работы по общению с теми или иными гостями дипломатическими и околодипломатическим - то все идет по устоявшемуся сценарию. Русские присылают очередных 'обещалкиных', приезжающих в запланированные командировки и уже привычных к местной кухне и обычаям. Представители самой большой страны в мире 'внимательно отслеживают ситуацию', но помнят постоянно о том, что все-таки есть генеральная линия, ее и будут придерживаться. А что такое генеральная линия? Пообещать, может быть, что-то даже сделать, но не так уж, чтобы из ряда вон.

Запад - присылает очередного слушателя, который знакомится с красотами края и своеобразием местных обычаев. И, мне думается, самый важный момент этих визитов - Запад делает свое дело, не ставя вообще никого в известность о том, что же он решил. Запад, выражаясь стандартным советским клише, - 'вероятный противник'. И в Тирасполе при всем своем радушии очень четко от этого клише отталкиваются и действуют.

Деятельность различного рода посредников, как это не прозвучит нелицеприятно, можно вывести к формуле: 'есть успехи, но нет толку'. Такое ощущение, что никто, что из пришлых помощников, что из местных участников - не понимает, что проще всего по пути приднестровского урегулирования идти по пути понимания реальной ситуации и жизни во всех ее проявлениях. В Приднестровье очень неплохо видят ситуацию какой-то непонятной молдавской 'европейской недоношенности'. Вроде бы 'наш путь - коммунизм', но в то же время - коммунизм в ЕС. Создается впечатление, что непонятно, какие ветры дуют в паруса молдавского корабля. Сами европейцы особо не акцентируются на такой уникальности молдавского европейского выбора. Ну а приднестровцев это чаще всего забавляет.

Как-то услышал от одного достаточно высокопоставленного приднестровского чиновника: 'Да и что такое ЕС? Еще не государство, но уже не региональная организация. О чем с ними говорить. Да и как-то надоели они! Приезжают, говорят одно и то же из года в год, отчеты свои пишут, зарплату получают. Надоели!'

Видно невооруженным глазом западное деление на наших (с теми, кто предположительно договороспособен) и не наших (кто предположительно - недоговороспособен). Не наши - это, конечно же, Смирнов и вся 'старая команда', которая из года в год попадает в списки лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС и США. Наши - это Шевчук и 'Обновление' вообще, а также те, кто за ними стоит. У Шевчука тоже был одно время запрет на въезд в ЕС, но не долго. Да и те, кто стоят за 'Обновлением', давно и надежно выбрали традиционный путь неограничения себя только приднестровским гражданством, став помимо традиционно российских еще и гражданами некоторых маленьких финансово-устойчивых стран Европы.

По идее, власть в Приднестровье окончательно сменится (пока смена несколько половинчата - Верховный совет под контролем 'фирмы-республики', президентура и правительство - до поры до времени нет) во время пятых президентских выборов в Приднестровье. Москва покажет и скажет, кто ей более по душе на посту - с ним и придется работать. Выбирать, кстати, в первый раз уже будут повзрослевшие дети, не представляющие, как же тогда мир существовал без сотовой связи и Интернета, не видевшие воочию начало конфликта. Что им рассказывают про него, то о нем и знают. А как им представляют прошлое? Кто-то его порицает - что легче всего, а кто-то (таковых - не так уж много) оспаривает порицание. Так и формируются взгляды.

Может к тому времени, что-то и поменяется. А пока...

Хотя, скажу честно, не думаю, что принципиально ситуация для Запада в приднестровском вопросе изменится. Но плохо ли это? Привычно, по крайней мере. Как в буддийской мудрости: 'Кто скажет - что есть удача, а что невезение?'.

Обсудить публикацию на форуме

________________

Стереть Молдову с карты ("South Bend Tribune", США)

Twitter - революция Джорджа Сороса ("Независимая Молдова", Молдавия)