'Мы строим лучшую автомобильную компанию... Придите посмотреть, что мы строим для вас!' Такую рекламу компании 'Крайслер' нынешней недели опубликовали сотни газет и показали сотни телеканалов. Но многие ли потенциальные покупатели откликнулись на нее? В ближайшие недели ответа не будет. Ждать ответа придется, вероятно, несколько месяцев, а может, и дольше. Разрешите, однако, предположить, что реклама вряд ли сработает. Для такого пессимистического прогноза есть основания.
'Крайслер' объявил банкротство, у компании появились новые владельцы. Банкротство - это не конец существования. Крупные корпорации такие, как например 'Юнайтед' и 'Делта' объявляли себя банкротами, после чего занимались перестройкой, чтобы сократить внутренние расходы. Такие меры позволили им остаться на плаву и стать прибыльными. Условия банкротства компании 'Крайслер' совершенно иные.
Начнем с того, что главным - главным! - совладельцем 'Крайслера' становится профсоюз автомобилестроительных рабочих (UAW). Отныне ему будут принадлежать 55% акций компании. 'Я чувствую себя очень комфортно', - заметил президент профсоюза Рон Геттелфингер об условиях банкротства 'Крайслера'. И почему бы ему и другим профсоюзным боссам не чувствовать себя комфортно? Ведь теперь они могут диктовать условия младшим партнерам - итальянской компании 'Фиат' (35% акций), правительствам США (8%) и Канады (2%).
Каждый из трех младших партнеров должен вызывать недоверие у потенциального покупателя будущих моделей компании 'Крайслер'.
Машины 'Фиат' никогда не пользовались популярностью в США. Только 'Альфа-Ромео' можно увидеть на дорогах страны, но эта машина предназначена для состоятельных людей, рядовому американцу она не по карману. Трудно предположить, чтобы массовый покупатель заинтересовался моделями 'Фиата'.
Еще меньше доверия вызывают два других партнера. Достаточно обратиться к 'эффективности' почтовых служб США и Канады, чтобы понять, что любая компания, находящаяся в ведении правительств этих стран, не может пользоваться доверием. Да и выживает почтовое ведомство только потому, что у него нет конкурентов. У 'Крайслера' и 'Фиата' много соперников... Но вернемся к главному совладельцу.
Можно лишь догадываться, чем руководствовалась администрация Обамы, инициировавшая процесс банкротства 'Крайслера' и диктовавшая условия этого банкротства, когда решила передать профсоюзу бразды правления. Не последнюю роль сыграло громадное влияние профсоюза в Вашингтоне, главным образом благодаря его мощным политическим пожертвованиям. Жертвует же UAW почти исключительно кандидатам Демократической партии. И сколько миллионов пожертвует этот профсоюз на избирательную кампанию Обамы в 2012 году!? Рука руку моет: условия банкротства 'Крайслера' предусматрива-ют очередное многомиллиардное вливание из государственной казны.
Американцы любят повторять: 'Никогда не говори 'никогда'!', поэтому я не берусь категорически утверждать, что 'Крайслер' не выживет, однако шансы на его спасение невелики.
Накануне банкротства компании были обнародованы итоги апрельского авторынка. Из них следует, что все корпорации в апреле этого года продали меньше машин, чем в апреле прошедшего, однако худший показатель (минус 48 %) был у 'Крайслера'. Для сравнения: 'Тойота' (- 42 %), 'Ниссан' (-38 %), 'Дженерал моторс' (-33 %), 'Форд' ( -31 %) и т.д. Среди 15 самых популярных в апреле моделей нет ни одной крайслеровской...
Как собирается 'Крайслер' подниматься со дна? Впрочем, до дна он не доб-рался, ему еще предстоит продолжать погружение. В день объявления бан-кротства компания временно, на срок от 30 до 60 дней, приостановила производство на большинстве своих заводов. И в этот же день несколько предприятий, выпускающих запасные части для автомобилей 'Крайслера', решили пре-кратить доставку деталей на заводы компании, что было совершенно неожиданно.
Газета USA Today задалась вопросом: ''Крайслер' начал процесс банкротства, но будет ли он когда-нибудь закончен?'
Если по американскую сторону Атлантического океана далеко не каждый го-тов дать положительный ответ на этот вопрос, то по другую сторону оптимистов больше. Один из них - председатель совета директоров 'Фиата' Серджио Марчионне. Да не будь он оптимистом, вряд ли вступил бы в альянс с 'Крайслером'! В борьбе за выживание 'Крайслера' синьор Марчионне планирует заключить альянс и с немецкой компанией 'Опель', которая сейчас принадлежит 'Дженерал моторс'.
Главная задача Марчионне - не позднее чем через 18 месяцев предложить американскому рынку машину, которая пленит потребителя. Но что в таком случае собирается предложить 'Крайслер' уже сегодня, приглашая покупателей в свои автосалоны.
______________
Поддерживая автомобильную отрасль, Россия спасает рабочие места, но не улучшает эффективность производства ("The New York Times", США)
Несмотря на мировой кризис, иностранные автопроизводители стекаются в Россию ("Christian Science Monitor", США)