На новый проект Европейского Союза под названием 'Восточное партнерство' Москва смотрит с подозрением. Кремль уверен, что программа, объединяющая шесть бывших советских республик (Украину, Белоруссию, Молдавию, Грузию, Азербайджан и Армению), ослабит влияние России на постсоветском пространстве и нанесет ущерб политическим и экономическим интересам Москвы в ее 'зоне особых интересов'. Особенно не нравится Кремлю тот факт, что главной движущей силой 'Восточного партнерства' являются страны Центральной и Восточной Европы, традиционно с недоверием относящиеся к российской политике в Европе.
Однако Москва мало чем может помешать сближению своих соседей с Евросоюзом и их последующей интеграции в Большую Европу. Разумеется, энергетические факторы играют важную роль, обеспечивая тесные связи Москвы с Киевом, Минском и другими постсоветскими столицами. Однако ЕС дает им нечто намного большее. Брюссель готов предложить этим шести странам финансовую помощь в размере 600 миллионов евро и, помимо того, использовать 'Восточное партнерство' как механизм для инвестирования в эти страны. Перспективы основания свободных экономических зон, введения безвизового режима с Европейским Союзом, осуществления альтернативных энергетических проектов - все это привлекает лидеров бывших советских республик и подталкивает их занять по отношению к Евросоюзу независимую от Москвы позицию.
В этот контексте вполне показательна эволюция лидера Белоруссии Александра Лукашенко. После того, как Кремль не смог предоставить ему финансовую помощь в тех масштабах, в которых он ожидал, Лукашенко начал агрессивно заигрывать с Брюсселем, давая ему понять, что режим в Минске 'либерализовался'. Лукашенко не сдержал данных Кремлю обещаний и не признал независимость сепаратистских Абхазии и Южной Осетии. Более того, он даже не стал предлагать это на рассмотрение белорусского парламента. Этот шаг охладил отношения между Москвой и Минском, но зато Европейский Союз его глубоко оценил, пригласив Белоруссию присоединиться к 'Восточному партнерству'.
Очевидно, что для постсоветских стран отношения с Евросоюзом - не самоцель, а скорее средство решения многочисленных экономических и политических проблем, с которыми они столкнулись. Однако уже сам факт того, что они все больше опираются на Запад, а не на Россию, должен был бы заставить Кремль задуматься над непростым вопросом о роли и месте России в Европе и о том, отвечает ли российская модель развития требованиям современного мира.
Новые инструменты европеизации ("День", Украина)
Инициатива ЕС бросает вызов российскому влиянию на востоке ("The Guardian", Великобритания)
Наведение мостов с Востоком ("Die Welt", Германия)
________________________________________________________