Политическое наследие президента России Дмитрия Медведева неразрывно связано с наследием его предшественника Владимира Путина, и дело здесь не в банальной политической преемственности.
После того, как в декабре 2007 г. тогдашний президент Путин утвердил своим преемником Медведева, Медведев объявил, что в случае избрания он назначит Путина премьер-министром. Своим лозунгом 'Вместе мы победим' два политика убедили избирателей в том, что они продолжат популярный курс президента Путина. При поддержке Путина и его союзников и в условиях ограничения властями деятельности кандидатов оппозиции Медведев легко одержал победу на президентских выборах в марте 2008 г., набрав более 70 процентов голосов. Но хотя тесные связи с Путиным гарантировали ему избрание, они же усложнили Медведеву задачу по преодолению представления о том, что он остается всего лишь марионеткой Путина.
Некоторые российские и западные аналитики считали, что опыт работы Медведева в частном бизнесе и репутация либерала - он никогда не состоял в коммунистической партии, не служил в армии и разведке - способствуют тому, что он свернет некоторые из авторитарных мер Путина. Подобные 'оттепели' нередко случались в советскую эпоху после смены руководства. Некоторые наблюдатели даже полагали, что Путин выбрал Медведева преемником именно для того, чтобы снизить напряженность в отношениях с Западом и смягчить последствия ряда ранее принятых решений.
Во время своей кампании и за год пребывания у власти Медведев, действительно, публично призывал к расширению свобод, борьбе с коррупцией и соблюдению верховенства закона. Но несмотря на ряд громких инициатив по достижению этих целей, всеобъемлющего пересмотра квазиавторитарной политики России не произошло.
В одной из своих основных предвыборных речей, произнесенной в феврале 2008 г., Медведев сформулировал программу реформ, как 'четыре 'и': институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. Конкретные предложения включали в себя следующее:
- расширение программ социального развития;
- борьба с бюрократической волокитой и другими проявлениями неэффективности правительства, а также посягательствами на частный сектор;
- превращение рубля в международную резервную валюту;
- запуск национальной инновационной системы;
- усиление независимости судебной системы;
- модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры России.
В своем первом послании Федеральному собранию в ноябре 2008 г. Медведев предложил продлить срок полномочий будущих президентов России с четырех до шести лет, а депутатов - с четырех до пяти лет. Принятая в результате поправка к конституции была быстро пропущена через Думу и ратифицирована региональными законодательными собраниями. Кроме того, Медведев призвал к изменению законов о выборах, так, чтобы обеспечить представительство малым партиям и усилить полномочия местных органов власти. Эти изменения проводятся медленнее.
Наконец, в этой и других своих речах Медведев осудил излишнее вмешательство государства в дела бизнеса и посягательства на гражданские свободы, предупредив об опасности всемогущества бюрократии. По данным опросов общественного мнения, большинство россиян, считая реформаторские усилия Медведева искренними, все же не видят ощутимого продвижения на пути к их реализации за последний год.
В более общем плане, изменения, происшедшие в российской политике за последний год, касались, главным образом, стиля, а не содержания. Медведев ниже и моложе Путина, а его вид и слова кажутся менее угрожающими. Если Путин регулярно пользуется уличным сленгом и грубыми выражениями, говоря о своих российских и зарубежных критиках, то риторика Медведева полна юридических терминов и аргументации. Националистические - критики сказали бы 'фашистские' - молодежные организации, 'светившиеся' в последние годы президентства Путина, при Медведеве заметно приутихли.
Более того, по контрасту со своим скрытным предшественником Медведев сделал работу президента более прозрачной, размещая в Интернете свои путевые заметки и размышления на разные темы, сообщая о своих доходах и собственности и требуя того же от других высокопоставленных российских чиновников (хотя и в отсутствие средств верификации) и давая интервью таким либеральным изданиям, как 'Новая газета', несколько журналистов которой погибли от рук неизвестных убийц. Похоже, что эти шаги, при всей своей инновационности, отражают российскую политическую традицию, когда люди стремятся обойти бюрократов и царедворцев, окружающих лидера, и обратиться непосредственно к 'доброму царю'.
Тем не менее, недавние выборы мэра в Сочи, где кандидат власти победил в схватке, характеризовавшейся многочисленными нарушениями, продемонстрировали, что Кремль по-прежнему без труда обеспечивает политические победы своим кандидатам. Кроме того, государство сохраняет контроль над господствующими высотами российской экономики, равно как эфирными СМИ. По случаю первой годовщины Медведева в качестве президента Amnesty International опубликовала критический доклад, в котором отмечается, что, несмотря на смену хозяина Кремля, особых улучшений в сфере прав человека в России не произошло.
Война с Грузией в августе 2008 г. позволила Медведеву отложить планы политических реформ и прославиться на поприще национальной безопасности. Он вместе с Путиным обвинил грузинское правительство Михаила Саакашвили в геноциде и военных преступлениях против российских граждан в Южной Осетии. Кроме того, он раскритиковал западных союзников Саакашвили за то, что они стремятся ввести Грузию в НАТО. Медведев подчеркнул, что он намерен поддерживать военную силу России на должном уровне, несмотря на глобальный финансовый кризис, оказавшийся для России особенно болезненным в связи с сопутствующим ему падением мировых цен на энергоносители.
Наблюдатели постоянно обсуждают вопрос о том, насколько Медведев стремится дистанцироваться от Путина, и стремится ли он к этому вообще. Пока Медведев не отошел ни от одной внешнеполитической инициативы, унаследованной от Путина. Он критиковал некоторые внутриполитические меры Путина, но без личных нападок на своего предшественника.
Некоторые аналитики считают, что Медведев пытается провести реальные реформы, но для этого у него не хватает власти. Президент окружен многочисленными чиновниками, помощниками и, как утверждается, телохранителями, которые были назначены Путиным и, надо полагать, лояльны лично ему. Кроме того, у Медведева нет официальной должности в партии 'Единая Россия', возглавляемой Путиным. Хотя опросы общественного мнения показывают, что Медведев пользуется широкой (правда, несколько меньшей, чем Путин) поддержкой, четкой базы поддержки у Медведева нет - разве что в юридическом сообществе. Путину по-прежнему лояльны доминирующие политические и силовые элиты, которым в современной России принадлежит реальная власть.
Оба политика вынуждены осуществлять властные полномочия в условиях мировой рецессии, которая, по последним данным, нанесла серьезный удар экономике России, пострадавшей, пожалуй, больше, чем любая другая страна развивающегося рынка. Как и в 1998 г., Россия оказалась исключительно уязвимой перед глобальным экономическим кризисом. Международный валютный фонд прогнозирует снижение ВВП России в 2009 г. на 6 процентов. Официальный уровень безработицы приближается к 10 процентам. Россия страдает и от других проблем, включая высокий уровень простоя производственных мощностей, нестабильность финансового сектора, показатели фондового рынка, оказавшиеся по итогам 2008 г. одними из худших в мире, и высокий уровень корпоративной задолженности. Кроме того, девальвация российского рубля - особенно, по отношению к доллару США - может еще больше подстегнуть инфляцию, вызвав удорожание импорта. Ужесточение условий кредитования, вызванное неспособностью или нежеланием российских банков кредитовать российские компании на большие суммы, привело к тревожному повторению кризисов неплатежей, которые в ельцинские годы становились причиной частых задержек заработной платы.
Пока финансовый кризис еще не вызвал широкого общественного недовольства. Протесты имели место лишь в нескольких городах, таких, как Владивосток, и были легко подавлены силами безопасности. Однако чрезвычайная ситуация усугубит глубинную уязвимость нынешней российской политической системы, вызванную неясным разделением полномочий двух главных политических лидеров России - президента Медведева и премьер-министра Путина.
При одном из сценариев, о котором охотно рассуждают в западных странах, больше всех от нынешних экономических неурядиц России пострадает Медведев, потому что он, к своему несчастью, стал президентом как раз в то время, когда глобальный экономический кризис положил конец долгому периоду экономического роста и благосостояния в России при его предшественнике. В этом случае Путин может прийти ему на смену при широкой поддержке россиян, надеющихся на возвращение благоприятной экономической конъюнктуры, которой были отмечены два его президентских срока. По конституции России, если Медведев уйдет в отставку или будет снят с поста до окончания своего президентского срока, то действующим президентом станет премьер-министр. Тогда Путин может быть избран президентом на два полных срока.
Однако при другом вероятном сценарии Медведев мог бы взвалить на Путина вину за экономические трудности, переживаемые Россией. В Российской Федерации традиция возложения на премьер-министра ответственности за неудачи в экономике была основана президентом Борисом Ельциным, который отправил в отставку многих премьер-министров по причине их экономических просчетов. Более того, в случае Путина многие россияне считают, что он продолжает принимать ключевые политические решения и после официальной передачи президентских полномочий.
В настоящий момент российская политическая элита пытается возложить ответственность за экономические проблемы России на США. В то же время, СМИ, находящиеся под влиянием государства, ограничивают свое освещение экономических трудностей России, подчеркивая вместо этого усилия правительства по стимулированию экономического роста. Эта стратегия позволяет снять ответственность за спад как с обоих политических лидеров, так и с крупнейших экономических институтов и компаний страны.
Но если эти методы потеряют свою действенность, то нынешняя двойственная система власти в Москве может, как и в предыдущие десятилетия, привести к ожесточенной подковерной борьбе. В этом случае на поверхность может вновь выйти вопрос, доминировавший в российской и советской политике: 'Кто кого?' Речь идет о том, кто кого контролирует и кто кого обслуживает. Пока ответ на этот вопрос - от которого зависит политическое будущее Медведева - неясен.
Ричард Вайц - старший научный сотрудник Хадсоновского института и старший редактор World Politics Review. Его колонка Global Insights публикуется в WPR каждый вторник
Путин - девятый год у власти ("The Wall Street Journal", США)
Медведев оставляет свой след ("The Guardian", Великобритания)
Владимир Путин дает понять, что раздумывает о возвращении в президенты в 2012 году ("The Guardian", Великобритания)
__________________________________________________________