Нью-Йорк. Духовный лидер и глава государства Ватикан, папа Бенедикт XVI имеет и возможности и склонность к тому, чтобы не нравиться грекам, атеистам, мусульманам и иудеям, да и не забудем также, христианам. Во время своего первого визита в качестве папы на чрезвычайно святую и вместе с тем взрывоопасную землю на Ближнем Востоке среди наблюдателей росли тревога и нетерпение. Визит заканчивается в эту пятницу, и пока что папа разочаровывал тех, кто ожидал от него какой-нибудь впечатляющей ошибки в масштабах Израиля и Западного берега реки Иордан. Но он также разочаровал своим спектаклем, хорошо отрепетированным во избежание этих ошибок.
Кто-нибудь всегда остается недоволен. Когда Бенедикт XVI посетил Мемориал Холокоста в Иерусалиме, раввин Исраэль Лау (выживший в концлагере Бухенвальд) и другие иудейские лидеры выразили свой протест. Они ожидали менее расплывчатых выражений по поводу истребления евреев во Второй Мировой Войне, а также прямого упоминания ответственности германских нацистов за это. Кроме того, они хотели, чтобы папа признал, что, будучи немцем Йозефом Ратцингером, служил в обязательном порядке в Гитлерюгенде.
А тут еще и руководитель пресс-службы Ватикана Фредерико Ломбарди помог. Он настаивал, что папа никогда не входил в Гитлерюгенд (хотя сам папа уже признал это), и вот теперь снова пришлось об этом говорить. Папа отговорился какими-то абстракциями, которые скоро будут забыты. И это после того, как четыре месяца назад было отменено постановление об отлучении от церкви английского епископа, который отрицал размеры Холокоста
Мусульманское духовенство ожидало от папы более жестких фраз по отношению к Израилю, а один из шейхов внес сумятицу в межрелигиозное событие, когда неожиданно выхватил микрофон и затеял обвинительную речь о преступлениях израильтян во время военных действий в Газе, а также призвал христиан и мусульман объединиться против Израиля. Папа покинул собрание, а Ватикан был вынужден осудить действия шейха.
У христианских арабов тоже есть повод быть разочарованными, поскольку ничего не было сказано об их положении как под израильской оккупацией (в том числе и в качестве граждан Израиля), так и под гнетом в арабских странах.
Ясно, что папа выступает против антисемитизма, бьет тревогу по поводу дискриминации и призывает найти решение, которое позволит сосуществовать израильтянам и арабам. Но, видимо, есть обязательство придерживаться общих мест и не нанести кому-нибудь обиду. Когда папа посетил Стену Плача, он читал во весь голос 122 псалом ('Испросите для Иерусалима мир! Да благоденствуют, кто любят тебя:'). Ничего оригинального. Тот же самый псалом читал Барак Обама, когда посетил это же святое место во время своей президентской кампании в прошлом году. Историк Том Сегев (Tom Segev) написал в газете 'Haaretz', что если бы папа проявил бы большее раскаяние и сожаление по поводу трагедии еврейского народа во Второй Мировой Войне, кто знает, возможно, он смог бы выразиться более четко и относительно трагедии палестинского народа.
Осторожно, цель папы - не быть втянутым в конфликт между израильтянами и палестинцами и избежать малейшего намека на то, что насилие присуще характеру ислама, как он это сделал в своей речи в 2006 году. Во время этого визита Бенедикт XVI последовательно расточал банальности о необходимости сосуществования народов и общие фразы о том, что здесь сходятся все три великие монотеистические религии.
Но там, на Ближнем Востоке религия не всегда является источником великого, зато часто - ядом нетерпимости.
Война и миф. "Нет и не было войн справедливых" ("Delfi", Литва)
Насколько свободным может быть слово? ("Project Syndicate", США)
Папа из гитлерюгенда призывает возлюбить евреев ("Курсор", Израиль)
Святая Екатерина оттепели ("Panorama", Италия)
"Диалог - это единственный разумный путь" ("Le Temps", Швейцария)
_________________________________________________________