Россия пускает в Думу непарламентские партии. Возможно, такой опыт пригодился бы и Украине.
Вот уже который год на Украине политики активно ломают копья по поводу электорального барьера. Одни утверждают, что отечественный парламентаризм спасет лишь высокая планка, которая позволит наконец-то избавиться от бардака в Верховной раде, поможет создать настоящие партийные структуры и стабильную парламентскую систему.
Другие напрочь отвергают этот подход, указывая, что таким образом в парламенте окажутся неучтенными масса голосов избирателей, которые будут вынуждены на практике выбирать между двух, максимум трех, зол. Кроме того, по мнению сторонников этого подхода, высокий электоральный барьер окончательно приведет к трансформации парламента в закрытый клуб по интересам, остановит приток 'свежей' крови и законсервирует систему.
Поиск оптимального значения для электорального барьера - процесс, проходящий во многих странах. Ведь политическая система не является статичной. Вот только не всегда ожидания и прогнозы после изменений планки совпадают с реалиями. Что уж говорить об Украине, где стратегии большинству политиков представляются абсолютно ненужной вещью, а все перекройки политического поля происходят исходя из сиюминутных интересов той части элиты, которая в этот момент находится у власти.
Именно из-за преобладания эгоистической тактики в вопросах формирования будущего политической системы вопрос электорального барьера так актуален в стране. Ведь от изменения в 1% зависит очень многое. В том числе и формат будущей коалиции. Нынешний уровень электорального барьера является лишь временным компромиссом между элитами и меньшим злом в плане развития политического поля. Однако, рано или поздно он будет изменен, так как вряд ли является оптимальным.
В связи с этим предлагаем украинским политикам обратить внимание на опыт России, где на днях президент подписал закон о 'малых партиях' в Госдуме. Напомним, что электоральный барьер в России составляет 7%.
Согласно документу, партии, набравшие на парламентских выборах от 5 до 7 процентов голосов избирателей, будут представлены в Госдуме. Федеральному списку кандидатов партии, получившему от 6 до 7 процентов голосов избирателей, передаются два депутатских мандата, а списку, получившему от 5 до 6 процентов - один мандат. Парламентарии, получившие мандат в соответствие с этой нормой, смогут наравне с представителями фракций предлагать кандидатов на должности в Госдуме, выступать на пленарных заседаниях палаты и участвовать в работе Совета Думы. Политическая партия, федеральному списку кандидатов которой передан мандат, получает право регистрации кандидатов на выборах без сбора подписей избирателей.
На Украине введение схожей системы могло бы решить многие вопросы. Если применить российский опыт к Украине, то необходимо считать 'малыми' те партии, которые набрали от 2 до 3 процентов (два мандата), и от 1 до 2 процентов (один мандат).
Обратимся к статистике. На досрочных парламентских выборах в 2007 году за СПУ отдали голоса 2,86% избирателей, что составляет 668 234 голоса. За ПСПУ - 1,32%, что составляет 309 008 голосов. То есть, около миллиона избирателей Украины, проголосовавших за 2 партии лишились своих представителей в ВРУ.
В 2006 году ситуация еще более интересна. Блок Наталии Витренко набрал 2,93%, что составляет 743 704 голосов, Народный блок Литвина - 2,44%, 619 905 голосов, Украинский народный блок Костенко и Плюща - 1,87%, 476 155 голосов, партия 'Виче' - 1,74%, 441 912 голосов, 'Пора-ПРП' - 1,47%, 373 478 голосов, 'Не так!' - 1,01%, 257 106 голосов. То есть, без малого 3 млн избирателей проголосовали фактически впустую.
В масштабах Украины это отнюдь не маленькие цифры. А с учетом того, что на будущих парламентских выборах ситуация скорее будет напоминать 2006, а не 2007 год, то очень значительная часть украинцев может вновь остаться без своих представителей в парламенте. Ну а украинская политика может лишиться ярких и харизматических личностей, которые добавят изюминку в политпроцессы.
Принцип представительства 'малых партий' решит проблему.
Во-первых, украинские партии перестанут кануть в Лету после провала на выборах, а значит партийная система получит мощный толчок к развитию.
Во-вторых, интересы большего количества избирателей будут представлены в законодательном органе. Это немаловажно, ведь мы все-таки строим какую ни есть, но демократию.
В-третьих, при таком раскладе повышаются шансы для политиков 'новой волны'. А 'свежая кровь' явно не помешает Раде.
В-четвертых, представительство 'малых' партий не приведет к мозаичности парламента, как в случае с понижением барьера и серьезно не повлияет на расклады и работу ВРУ.
В-пятых, усилится конкуренция идей и инициатив. Представители 'малых партий' будут делать все для того, чтобы войти в высший дивизион на следующих выборах. А это означает появление более качественных инициатив и работу на избирателя.
А ведь именно этого не достает украинским парламентариям, которые 'варятся в собственном соку', не вспоминая о том, зачем они пришли под купол.
______________
Суета сует ("Киевский ТелеграфЪ", Украина)
Янукович - президент, Тимошенко - премьер ("Киевские Ведомости")