Вчера премьер-министр Реджеп Тайип Эргдоган (Recep Tayyip Erdoğan), судя по всему, сумел вернуть ухудшившиеся отношения с Азербайджаном в нормальное русло, дав своему союзнику в регионе четкие и твердые заверения, что Турция не откроет границу с Арменией до окончания оккупации азербайджанских территорий Ереваном.
'Здесь налицо причинно-следственная связь. Оккупация Нагорного Карабаха - причина, а закрытие границы - следствие. Пока не закончится оккупация, ворота не откроются', - отметил Эрдоган на совместной пресс-конференции с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым в ходе визита в Баку.
Алиев, отказавшийся принять участие в апрельской встрече 'Альянса цивилизаций' в Стамбуле в знак протеста против шагов по примирению между Турцией и Арменией, выразил Эрдогану благодарность за это заявление: 'Ответ дан с исчерпывающей четкостью. Никаких сомнений больше нет'.
В течение последних полутора лет турецкие и армянские дипломаты ведут тайные переговоры о нормализации двусторонних отношений, а в апреле стороны заявили о разработке 'дорожной карты' восстановления связей, предусматривающей, в частности, и открытие границы. Турция закрыла границу с Арменией и разорвала дипломатические отношения с Ереваном в 1993 г., демонстрируя солидарность с Азербайджаном в ходе войны между этими двумя странами - после вторжения армянских войск в Нагорно-Карабахский регион и на окружающие его территории. Азербайджан - страна, этнически близкая к Турции, ее союзник в регионе и один из главных поставщиков природного газа - выражал озабоченность по поводу турецко-армянских переговоров, опасаясь: если Турция откроет границу с Арменией в отсутствие прогресса по урегулированию спора из-за Нагорного Карабаха, Баку утратит важный рычаг давления на Ереван. В условиях нарастающей политической напряженности азербайджанское руководство также дало понять, что цена на поставляемый в Турцию газ будет повышена.
Вчера Алиев заявил, что нарастающую озабоченность в его стране вызвало отсутствие реакции Стамбула на сообщения армянских СМИ о грядущем открытии границы. В тот же день, выступая в азербайджанском парламенте, Эрдоган призвал азербайджанский народ верить его словам, а не спекуляциям в прессе. 'В некоторых сообщениях утверждалось, будто Турция отказалась от своей позиции по Нагорному Карабаху ради нормализации отношений с Арменией. Это ложь от начала и до конца. И сейчас я хочу в очередной раз ее опровергнуть', - заявил Эрдоган парламентариям. Его речь, украшенная цитатами из турецкой и азербайджанской поэзии, часто прерывалась аплодисментами. По словам Эрдогана, Турция и Азербайджан - это 'два государства, но один народ', и связи между ними покоятся на незыблемом фундаменте.
За сближение с Арменией правительство Эрдогана подверглось критике и внутри страны - со стороны националистически настроенной оппозиции. Оппозиционные партии упрекают кабинет в том, что он жертвует связями с Азербайджаном, не получая каких-либо серьезных уступок от Еревана. Расширение турецко-армянских связей выглядит проблематичными и из-за того, что Ереван обвиняет Османскую империю в геноциде армян, что Турция категорически отвергает.
'У нас абсолютно четкая позиция по Нагорному Карабаху, и мы никогда от нее не отходили, - заявил Эрдоган в азербайджанском парламенте. - Мы выступаем за решение этой проблемы на основе территориальной целостности Азербайджана. Мы никогда не предпринимали и не предпримем никаких шагов, способных повредить национальным интересам Азербайджана. Пока не закончится оккупация азербайджанской территории, никакой нормализации не будет'. Премьер-министр настаивал: в ходе усилий по нормализации отношений с Арменией урегулирование нагорно-карабахского вопроса никогда не оставалось за скобками, добавив, что оба эти процесса должны идти параллельно. 'Иначе мы бы этим не занимались', - отметил он.
В то же время он отстаивал целесообразность курса своего правительства на примирение с Арменией, утверждая, что неразрешенность споров на Южном Кавказе не отвечает ничьим интересам. Эрдоган также подчеркнул, что усилия Турции направлены не только на нормализацию отношений с Арменией, но и на повышение благосостояния и стабильности во всем регионе.
Партия справедливости и развития, которую возглавляет Эрдоган придя к власти в 2002 г., обещала 'ноль проблем в отношениях с соседями'. Попытки нормализации отношений с Арменией активизировались после Августовской войны между Россией и Грузией из-за 'отколовшегося' региона - Южной Осетии.
В выступлении перед азербайджанскими парламентариями Эрдоган заметил, что его правительство приложило немало усилий, чтобы нагорно-карабахская проблема оказалась на видном месте в международной политической повестке дня. Он, в частности, рассказал, что в ходе переговоров с президентом США Бараком Обамой, посетившим Турцию в начале апреля, турецкая сторона уделяла первостепенное внимание именно этому вопросу.
В то же время он вновь призвал Соединенные Штаты, а также Францию и Россию, активизировать усилия по урегулированию спора между Арменией и Азербайджаном, отметив, что добрых слов и пожеланий недостаточно, чтобы добиться прорыва. Эти три страны играют ведущую роль в попытках международного сообщества разрешить нагорно-карабахский конфликт, но за почти два десятка лет их действия не дали особых результатов. В начале мая Алиев и его армянский коллега Серж Саркисян встречались в Праге и обсудили вопросы, связанные с территориальным спором двух стран; в июне они должны продолжить переговоры в ходе встречи в Москве. И Армения, и Азербайджан отмечают, что в Праге добиться прогресса не удалось.
США и Евросоюз приветствуют сближение между Арменией и Турцией, но одновременно весьма опасаются 'потерять' Азербайджан, чье участие в планах Запада по ослаблению энергетической зависимости Европы от России является ключом к успеху любых связанных с этим проектов. В период напряженности в азербайджано-турецких отношениях Алиев посетил Россию, что вызвало беспокойство - не сближается ли Баку с Москвой в ущерб связям с Западом?
На вопрос об отношениях его страны с Россией Алиев вчера ответил, что они очень важны и имеют давнюю историю, но в подробности вдаваться не стал.
Нас ждет повышение цен на газ
Эрдоган, прибывший в Баку в сопровождении министра энергетики Танера Йылдыза (Taner Yıldız) и других членов правительства, заявил, что представители двух стран обсудят вопрос об изменении цен на закупаемый Турцией азербайджанский газ.
В настоящее время Турция закупает у Азербайджана 6,5 миллиардов кубометров природного газа в год (т.е. шестую часть потребляемого 'голубого топлива') по льготной цене в 120 долларов за тысячу кубометров. Другим поставщикам она платит в среднем по 250 долларов за тысячу кубометров. Часть этого газа реэкспортируется в Грецию. Турция стремится договориться с Азербайджаном о поставке дополнительных 8 миллиардов кубометров.
'Не могу сказать, что эта цена справедлива, - отметил Эрдоган в ходе совместной пресс-конференции с Алиевым. - Мы проведем переговоры и установим справедливую цену'.
Участники проекта стоимостью в 7,9 миллиардов евро по сооружению трубопровода Nabucco, призванного снизить газовую зависимость Европы от России, хотят наполнять эту 'трубу' азербайджанским газом. По завершении строительства в 2013 г. Nabucco должен транспортировать примерно 30 миллиардов кубометров прикаспийского и ближневосточного газа в год, удовлетворяя до 5% потребностей Европы в этом сырье.
____________________________________________________________
Политическая оттепель в турецко-армянских отношениях может оказать решающее воздействие на экспорт энергоносителей из каспийского региона ("United Press International", США)
Замороженные конфликты начинают оттаивать("The Guardian", Великобритания)