На прошлой неделе историческая справедливость одержала в Санкт-Петербурге небольшую победу. 6 мая Городской суд Санкт-Петербурга, пересмотрев дело о милицейском рейде на санкт-петербургский архив 'Мемориала', окончательно подтвердил вынесенное ранее решение, согласно которому обыск 4 декабря был проведен незаконно, так как на нем не присутствовал адвокат 'Мемориала', что является по российским законам процедурным нарушением.
С юридической точки зрения, 'Мемориал' одержал лишь частичную победу: в жалобе на обыск, поданной им 20 января, были перечислены еще несколько нарушений. С точки зрения политической, решение суда, подчеркнувшего, что рейд на офис правозащитного и исследовательского общества был 'оправданным', хотя и незаконным, также не снижает опасность репрессий со стороны российского государства.
Однако практически это - крупная победа, так как суд постановил вернуть санкт-петербургскому 'Мемориалу' 12 жестких дисков, содержащих архивы с бесценной информацией по истории репрессий в Советском Союзе.
Рейд был предпринят 4 декабря. Группа сотрудников Следственного комитета при Генеральной прокуратуре России в масках ворвалась, расчистив себе дорогу милицейскими дубинками, в санкт-петербургский офис 'Мемориала' - организации, 20 лет занимавшейся изучением сталинских репрессий.
После обыска они конфисковали жесткие диски, на которых находился весь архив санкт-петербургского 'Мемориала': базы данных по биографиям более чем 50 000 жертв репрессий; информация о местах захоронений в окрестностях Санкт-Петербурга; семейные архивы, мемуары, письма, диктофонные записи и расшифровки интервью, фотографии и другие документы по истории ГУЛАГа и советского террора с 1917 по 1960-е годы (включая информацию, которую я собрал для своей книги 'Говорящие шепотом', работая с 'Мемориалом' в Санкт-Петербурге).
В числе конфискованного оказались все материалы, собранные для Виртуального музея ГУЛАГа - важнейшей инициативы по спасению ценных артефактов, фотографий и документов из более чем сотни мелких экспозиций по всей России, которые сейчас находятся под угрозой (при этом, в стране есть всего один серьезный музей ГУЛАГа - 'Пермь-36' на Урале).
По словам официального представителя Следственного комитета при Генеральной прокуратуре России, рейд был предпринят в рамках уголовного расследования, связанного с публикацией в июне 2007 года в местной газете 'Новый Петербург' статьи, разжигающей расовую ненависть. Никаких доказательств наличия связи 'Мемориала' с 'Новым Петербургом' или автором статьи не существует.
20 января Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил жалобу на рейд (в ходе которого был допущен ряд нарушений) и приказал вернуть 'Мемориалу' конфискованные материалы. 24 февраля это решение было отменено Городским судом Санкт-Петербурга по жалобе петербургской прокуратуры.
Совершенно очевидно, что целью рейда было запугать 'Мемориал', уже долгое время служащий мишенью для политических нападок российского правительства. Правозащитное крыло 'Мемориала' крайне критически относится к правлению Путина и Медведева, особенно к их действиям в Чечне.
Одновременно рейд стал частью более широкого идеологического конфликта вокруг советской истории и памяти. По времени он совпал с проходившей в Москве крупной международной конференцией, озаглавленной 'История сталинизма: итоги и проблемы изучения' - первой конференцией такого масштаба. Как будто специально для того, чтобы подчеркнуть политический подтекст рейда, участникам конференции раздавали подарочные экземпляры спецвыпуска 'Русского журнала', посвященного 'политике памяти', в котором были напечатаны две статьи с яростными нападками на 'Мемориал'. Авторство одной из них, под заголовком 'Плохо с памятью - плохо с политикой', принадлежало редактору журнала и советнику президента Глебу Павловскому.
Задача 'Русского журнала' - создавать интеллектуальную базу для путинской псевдодемократии. Нападки на 'Мемориал' - лишь часть более широкой идеологической кампании по реабилитации Сталина, которую ведут фигуры, близкие к Кремлю. Ее цель - не отрицать сталинские преступления, но подчеркивать его роль как строителя 'славного советского прошлого' страны.
На конференции в июне 2007 года, Путин призвал российских учителей истории изображать сталинский период в более положительном свете. Именно Сталин сделал Советский Союз великим и выиграл войну с Гитлером, а его 'ошибки' были ничуть не хуже преступлений западный стран, заявил он. Учебники, повествующие о 'большом терроре' и ГУЛАГе подвергаются сейчас цензуре; историков, подчеркивающих преступления Сталина, обвиняют в отсутствии патриотизма.
Кроме того, администрация президента издала собственный учебник 'Новейшая история России 1945-2006. Книга для учителя'. По словам одного из его авторов, кремлевского пропагандиста Павла Данилина, задача была 'сделать первый учебник, где российская история выглядела бы не унылой чередой несчастий и ошибок, а предметом гордости за свою страну. Учителя должны преподавать историю именно так, а не смешивать Родину с грязью'. Данилин - близкий сотрудник Глеба Павловского и часто публикуется в 'Русском журнале'.
Сейчас санкт-петербургскому 'Мемориалу' предстоит долгий технический процесс проверки 12 конфискованных дисков. Необходимо выяснить, не пострадали ли они за то время, что находились в руках милиции, не исчезла ли с них информация.
В своем заявлении, посвященном возврату дисков, сотрудница 'Мемориала' Татьяна Косинова поблагодарила людей со всего мира, многие тысячи которых направляли письма и петиции с протестами против рейда. Благодарность по праву принадлежит также всем, кто подписал петицию на Index on Censorship. 'Это наша общая победа', - заявила Косинова.
Возможно, наша победа доказывает, что внимание со стороны мира способно заставить работать законность в России.
__________________________________________________________
День вместе проведут националисты и милиционеры? ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
Московская весна Медведева ("Newsweek", США)