Энергетические саммиты посыпались один за другим: не успели обсудить в Софии газовые проблемы, как уже перебрались в Прагу, где на прошлой неделе состоялся очередной саммит под витиеватым названием 'Южный коридор - новый шелковый путь'. Вопросы - все те же, главный из которых - построить газопровод в обход России. Навязчивая идея, не иначе.
Накануне встречи прогнозы европейцев были самыми оптимистическими, ожидалось, что документ о скорейшем строительстве Nabucco подпишут Азербайджан, Грузия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Египет и Турция. Потом внезапно выяснилось, что не приедет президент Туркмении, на недавнюю ссору которого с 'Газпромом' столь рассчитывали. И что еще хуже для организаторов: в итоге Туркмения, Узбекистан и Казахстан декларацию о строительстве газопровода так и не подписали. Американский представитель Мэтью Брайза уже заявил, впрочем, что туркмены морально готовы сотрудничать, но не хотят ссориться с Россией. Зато Азербайджан, с которым россияне так активно в последнее время пытались дружить, подкачал.
Впрочем, российская верхушка делает вид, что ей море по колено, и энергетика к международной политике будто бы отношения не имеет. А как иначе истолковать слова Владимира Путина в интервью японским СМИ о том, что 'Россия не использует свои энергопотоки в отношениях с другими странами'? Россияне, кстати, саммит в Праге проигнорировали, хотя и были на него приглашены в качестве наблюдателей. Видимо, роль не понравилась.
Больше всех, кажется, обманулись турки: они-то как раз на саммит приехали, декларацию подписали, а вот взамен получили явно не то, на что рассчитывали. Турецкий президент Абдулла Гюль в Праге всячески напоминал собравшимся, как важно для Турции сдвинуть с мертвой точки вопрос о ее вступлении в ЕС. В ответ председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сказал, что не воспринимает это заявление как условие, которое турки ставят в обмен на подпись под документом о строительстве газопровода. Еще категоричнее высказалась Ангела Меркель, по словам которой, 'не стоит постоянно расширять ЕС'.
И в самом деле, после такого подарочка, как Прибалтика и другая постсоветская братия, только турок в Европе и не хватало! Когда Польша с многомиллионным населением начинает требовать расширения своих прав в ЕС - это еще куда ни шло, а турок почти в два раза больше... Хорошо Бараку Обаме говорить в Праге о том, что принятие Турции в ЕС подало бы мусульманской стране 'важный сигнал', но канцлеру Германии турки знакомы куда ближе, вот и заявила она на пару с французским президентом: 'Турция должна стать привилегированным партнером ЕС, но не войти в него'. Декларацию подписали, но шелковый путь совершенно точно не будет устлан розовыми лепестками.
Кто не вскочил в 'Восточный экспресс'?
Обсуждались в Праге и другие вопросы, из которых наиболее важным оказался вопрос о 'Восточном партнерстве'. Эта программа ЕС, рассчитанная на сближение постсоветских стран с Евросоюзом, уже вызвала недовольство российских властей, заподозривших ЕС в покушении на традиционно российскую сферу влияния. Инициаторы же программы утверждают, что речь идет всего лишь о политическом сближении, которое отразится, например, на облегчении визового режима и экономическом сотрудничестве - прежде всего в сфере энергетики.
В качестве 'восточных партнеров' Евросоюз рассматривает Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию, причем всячески подчеркивает, что участие в программе не предполагает членства в ЕС. А ведь еще в 2005 году Европарламент дружно голосовал за возможное в будущем вступление Украины в Евросоюз. Не уточнялось, правда, о насколько далеком будущем идет речь. Правда, еще через два года экс-президент Еврокомиссии Романо Проди и вовсе заявил, что шансы Украины вступить в ЕС примерно такие же, как у Новой Зеландии. Послевоенную Грузию в качестве члена ЕС явно тоже не воспринимают, с Молдавией все еще хуже, поскольку президент-коммунист считает европейцев (в частности, румын) виновными в недавно произошедших в стране беспорядках, армяне с азербайджанцами продолжают делить Карабах, а по поводу отмененного визита в Прагу президента Лукашенко европейцы откровенно вздохнули с облегчением. Что характерно, по требованию влиятельных членов ЕС первоначальную формулировку 'европейские страны' в отношении постсоветских республик пришлось изменить на 'восточноевропейские', чтобы ни у кого из вышеперечисленных стран не осталось иллюзий: в Евросоюз их не зовут.
Впрочем, все это не мешает говорить о партнерстве и даже выделять на осуществление программы какие-то деньги. Вполне смешные на фоне глобального финансового кризиса: до 2013 года шести странам придется поделить между собой каких-нибудь 600 млн. евро. К тому же многие руководители стран, имеющих наибольший вес в Евросоюзе, в том числе Италии, Великобритании и Франции, пражскую встречу проигнорировали. Все это заставляет аналитиков сомневаться в том, что программа 'Восточное партнерство' будет иметь конкретные положительные результаты. Эстонский колумнист Ахто Лобьякас заявил даже, что если партнерство так и останется на уровне разговоров, это будет означать моральное банкротство ЕС и катастрофические последствия для его соседей. А пока этого не произошло, интересующиеся политикой могут на досуге задуматься о разнице между 'добрососедством', 'партнерством', 'членством' и 'сферами влияния'. Говорят, европейцы и россияне до сих пор не могут договориться о терминах:
В Грузии грустно
В Грузии начались натовские учения. По такому случаю власти сообщили о раскрытом накануне заговоре с целью военного переворота, обвинив в его организации, разумеется, Москву. Та в долгу не осталась, назвав подозрения Саакашвили параноидальным бредом и заявив в свою очередь, что это очередная грузинская провокация, приуроченная к натовским учениям с целью отвлечь внимание от столкновений грузинских властей с оппозицией. Последняя, кстати, в организованный Кремлем военный мятеж в спецназовском батальоне тоже не поверила. Она вообще мало верит тому, что исходит от окружения Саакашвили - особенно после столкновений с полицией, после которого в больнице оказалось около 30 человек.
Это не помешало Саакашвили рассказать в интервью на радиостанции 'Эхо Москвы' о том, что грузинские власти не препятствуют протестам оппозиции - это, по его мнению, говорит о подлинной демократичности грузинского государства. 'Грузия показала, что на Кавказе может быть современное демократическое государство, где экономика может развиваться без вмешательства, где может не быть коррупции, где могут быть митинги протеста', - заявил грузинский президент. Впрочем, из высказываний Саакашвили давно пора делать коллекцию наподобие 'бушизмов', чего стоит, например, его уверенность в том, что вверенная ему держава находится не в Закавказье, а на Кавказе. В Праге деятель сообщил после подписания декларации по газопроводу, что теперь-то Грузия и станет главным транзитным пунктом на пути азиатского газа в Европу, причем клятвенно заверил собравшихся, что проблем с обеспечением электроэнергией и газом больше никогда не будет, а политическое значение Грузии благодаря этому возрастет. В самой стране при этом проходят многотысячные митинги оппозиции, один из лидеров которой Константин Гамсахурдия заявил недавно в интервью Le Temps, что правительство Саакашвили 'украло государство у граждан и создало элитарную коррупционную систему, используя теории вечного заговора'. Вот и партнерствуй с ними. . .
________________
'Восточное партнерство' уже становится бременем для ЕС ("Georgia Times", Грузия)
На фоне спада улучшаются перспективы строительства трубопровода для ЕС ("The Wall Street Journal", США)