Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Карабахский конфликт - "вопрос прошлого"

По крайней мере, для премьер-министра России Путина

Карабахский конфликт - "вопрос прошлого" picture
Карабахский конфликт - вопрос прошлого picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Сочи прошли переговоры премьер-министров Турции и России. Путин и Эрдоган обсуждали вопросы энергетики - поставки российского газа в Турцию и строительство газопроводов по дну Черного моря.

В Сочи прошли переговоры премьер-министров Турции и России. Путин и Эрдоган обсуждали вопросы энергетики - поставки российского газа в Турцию и строительство газопроводов по дну Черного моря.

На итоговой пресс-конференции турецкие журналисты задали Путину вопрос, обсуждал ли он с Эрдоганом проблему карабахского урегулирования во время переговоров, длившихся более 3 часов. На это Путин ответил, что "вопросы прошлого" не обсуждались. Эрдоган ничего не ответил.

При этом премьер-министр России отметил, что компромисс по проблеме Нагорного Карабаха должен быть найден самими участниками конфликта - Арменией и Азербайджаном. "Другие государства, которые помогают достичь компромисса в этом вопросе, могут выполнять только роль посредников и гарантов исполнения уже достигнутых соглашений", - подчеркнул российский премьер. Однако, по его словам, и Турция, и Россия заинтересованы в том, чтобы проблемы подобного рода были разрешены.

В свою очередь глава правительства Турции выразил убеждение, что совместные усилия двух стран будут способствовать решению конфликта.

Стоит отметить, что накануне визита в Россию Эрдоган выступил с серьезными заявлениями, характеризующими нынешнее состояние азербайджано-турецких отношений. "В Баку у меня состоялась долгая беседа с президентом Азербайджана, моим дорогим другом Ильхамом Алиевым. И на встрече с ним, и на пресс-конференции, и во время моего выступления в Милли Меджлисе я сказал, что не будет никаких проблем, бросающих тень на наши исторически братские отношения, отметил, что до сих пор мы считали и будем считать национальные проблемы Азербайджана своими проблемами", - заявил, как сообщает АПА, премьер-министр Турции в беседе с журналистами.

Эрдоган заявил, что они с Ильхамом Алиевым придерживаются единой позиции в вопросе обеспечения стабильности на Южном Кавказе: "В Милли Меджлисе и на пресс-конференции я сказал, что появившиеся в последнее время в азербайджанской прессе сообщения о том, что Турция собирается бросить Азербайджан, не соответствуют истине. Эти мои слова были широко освещены медиа, но все равно остаются те, кто пытается найти что-то другое. Турция не бросит Азербайджан. Азербайджанская общественность могла убедиться в этом в ходе моего визита".

Отвечая на вопросы журналистов, премьер-министр также коснулся слов президента Армении Сержа Саркисяна: "Пусть Турция не вмешивается в урегулирование нагорно-карабахской проблемы". Эрдоган заявил, что Турция не может безмолвствовать в вопросе Нагорного Карабаха: "Закрытие границ связано с вопросом Нагорного Карабаха, это результат военного вторжения. Причина в этом. Пока не будет устранена причина, мы не сможем открыть двери".

Заведующий отделом международных отношений администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов продолжает обвинять сопредседателей Минской группы ОБСЕ в распространении лживой информации о якобы имеющемся прогрессе в переговорном процессе по карабахскому урегулированию в угоду Армении.

"На переговорах в Праге не было продвижений, армянская сторона осталась на своей прежней позиции", - заявил он, сообщает ANS. Н.Мамедов отметил, что после этого именно президент Азербайджана не стал участвовать в организованном там брифинге.

"Как же так получается, что сопредседатели после этого провели консультации с армянским президентом и выступили с заявлением, обеспечивающим их интересы? Что же это значит? Это стало лживым посланием миру. То есть посредники спокойно утверждают, что переговоры продолжаются, не стоит беспокоиться, и ведется работа в нужном направлении", - подчеркнул Н.Мамедов.

По его словам, целью этого является "с одной стороны, успокоить мировое сообщество и пустить ему пыль в глаза, а с другой - представить Армению конструктивной страной, готовой продолжать переговоры".

"Это наводит нас на размышления: что стоит за такой заботой, любовью и поддержкой этих стран в адрес Армении?" - сказал Н.Мамедов. По его словам, подобная позиция сопредседателей не служит поставленной ими общей цели.

"У них и так нет принципов в отношении урегулирования этого конфликта, кроме той позиции, что "вы сами решите, а мы поддержим", - сказал Н.Мамедов.

Он считает, что посредники до сих пор не могут даже прояснить, на какой стадии находится процесс урегулирования, и зачастую способствуют затягиванию переговоров.

"Разве можно решить вопрос, затягивая переговоры? Получается, что армянская сторона периодически отказывается от своих слов и обещаний. Сперва соглашается, а потом через три-пять месяцев ради того, чтобы выиграть время или сохранить власть, или же оказать влияние на общественное мнение внутри своей страны, отказывается от прежних договоренностей. Но характер переговоров не таков. Переговоры идут исключительно о придании Нагорному Карабаху статуса автономии в рамках территориальной целостности Азербайджана. У сопредседателей должна быть конкретная позиция в отношении переменчивости армянской позиции", - подчеркнул Н.Мамедов.

"Я думаю, что в принципах работы сопредседателей есть недостаток. Сопредседатели как посредники являются арбитрами, судьями, которые должны руководствоваться международным правом. Они должны в рамках международного права выступать с определенной позицией и давать свои указания. После этого мировое сообщество, ОБСЕ, ООН и ее Совет Безопасности должны выступить с позицией. Но до сих пор, к сожалению, мы справедливую позицию не видели", - констатировал он.

Комментируя возможность встречи в июне в Санкт-Петербурге президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (США, Франции и России) и руководителей Азербайджана и Армении, Н.Мамедов отметил, что на долю ведущих государств мира сегодня ложится большая ответственность.

"Виновниками всех крупных событий сегодня в мире в действительности являются крупные государства. Им необходимо демонстрировать справедливую и принципиальную позицию и по крупным, и по мелким вопросам. В противном случае это может иметь негативные последствия для самих этих государств. В мире нет ничего вечного. Ни одна крупная империя, супердержава не оставалось таковой навечно, это можно увидеть на примере истории последних двух тысяч лет. И если три президента стран-сопредседателей соберутся и выступят с конкретной позицией по решению конфликта, это будет идеальным вариантом. Будем надеяться на это", - сказал Н.Мамедов, отметив возможность достижения прогресса на переговорах в Санкт-Петербурге.

Однако французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье считает, что "Пражскую встречу нельзя назвать ни успехом, ни неудачей". "Через неделю после встречи в Праге я встретился с президентами Армении и Азербайджана. Это показатель того, что у нас есть на столе достаточно элементов, чтобы продолжать работу по урегулированию нагорно-карабахского конфликта",- заявил, как передает АПА, Б.Фасье по завершении переговоров в Баку.

Сопредседатель подчеркнул, что встреча в Праге была все же удачной: "Если и нельзя сказать, что на встрече в Праге был совершен прорыв, то были существенные подвижки. Если бы встреча в Праге была неудачной, как говорят некоторые наблюдатели, вероятно, я не приехал бы сюда вновь так скоро. Конечно, это не был такой уж успех, но и не была неудача".

Он также отметил, что после него регион посетит Мэтью Брайза. Цель визита - продолжение продвижения процесса накануне предполагаемой встречи в Санкт-Петербурге. Фасье сказал, что сопредседатель Минской группы от России Юрий Мерзляков вряд ли посетит регион в ближайшее время, так как необходимо будет заняться подготовкой ожидающейся встречи в Петербурге. На вопрос журналистов о том, возможны ли завершение переговоров и подписание документа в рамках предстоящей встречи в начале июня, Бернар Фасье заявил, что процесс переговоров очень длительный и принятие окончательного документа на саммите в Санкт-Петербурге невозможно: "Процесс завершится только тогда, когда президенты смогут подписать мирный договор. Мы пока в начале этого процесса. У сопредседателей есть предложения, которые будут обсуждаться в ходе встреч президентов. Когда пройдут переговоры, а также когда будет подписан мирный договор, зависит от них. Было бы хорошо, если бы мы смогли утвердить компромисс по трем пунктам и начать дискуссии по другим пунктам. Как только будут согласованы и одобрены все предложения, можно будет составить проект договора, и только после обсуждения этого проекта станет возможным его подписание".

И директор европейских программ Международной кризисной группы (МКГ) Сабина Фрейзер считает, что "по вопросу Нагорного Карабаха в этом году, в лучшем случае, можно ожидать соглашения о базовых принципах". Об этом сообщает АПА. "Существует несколько давних тупиковых вопросов, в том числе условия проведения референдума для определения окончательного статуса Нагорного Карабаха и вопрос возможного статуса и размера Лачинского коридора. После подписания соглашения по базовым принципам станет возможным достижение всеобъемлющего урегулирования, ведущего к началу фактического вывода войск", - сказала Фрейзер.

Итак, Н.Мамедова раздражает то, что посредники, то есть сопредседатели МГ ОБСЕ, не предлагают четких международно-правовых рамок урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Все верно, так оно и есть. Кстати, позиция о том, что "стороны сами должны договориться", в очередной раз была озвучена во время совместной пресс-конференции Эрдогана с премьер-министром России Путиным.

Обращает на себя внимание еще один неприятный момент. Оказывается, для Путина урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха является "вопросом из прошлого", который даже не достоин того, чтобы быть обсужденным на уровне премьер-министров Турции и России.

Однако попытаемся ответить на вопрос, который волнует господина Н.Мамедова: почему в отношении урегулирования армяно-азербайджанского конфликта сопредседатели МГ ОБСЕ руководствуются принципом: "Пусть конфликтующие стороны сами договариваются"? Неужели только посредники виновны в том, что мирные переговоры не имеют четкой международно-правовой конфигурации? Ведь сопредседатели могли бы выступить в роли арбитров, как того требует господин Н.Мамедов, только в том случае, если бы они руководствовались четкими международно-правовыми рамками в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Азербайджанская сторона часто ссылается на известные всем четыре резолюции Совбеза ООН. Все верно. На самом деле эти резолюции на сегодняшний день являются единственными документами, определяющими международно-правовые рамки урегулирования конфликта. Однако, к сожалению, официальный Баку, ссылаясь на эти резолюции, расставляет акценты, мягко говоря, не совсем верно.

Официальный Баку постоянно утверждает, что эти резолюции требуют от Армении освобождения всех оккупированных территорий и вывода войск из Азербайджана. Еще раз приходится отметить, что, к сожалению, в этих резолюциях Армения не рассматривается ни в качестве оккупанта, ни в качестве даже стороны конфликта. И как следствие, никаких требований в отношении Армении не выдвигается.

Но эти резолюции на самом деле требуют установления устойчивого режима прекращения огня, безусловного освобождения всех оккупированных вокруг Нагорного Карабаха территорий, возвращения всех вынужденных переселенцев на места постоянного проживания, открытия коммуникаций. И только после реализации всех вышеперечисленных мер предполагалось созвать международную конференцию по определению окончательного правового статуса Нагорного Карабаха.

Однако в последующем сопредседатели МГ ОБСЕ почему-то отказались от этой схемы урегулирования конфликта, хотя в первые годы своего функционирования Минская группа в своей посреднической деятельности четко придерживалась положений резолюции Совбеза ООН. Приходится констатировать, что отказ от схемы урегулирования конфликта, утвержденной Совбезом ООН, не мог произойти без согласия официального Баку. Скорее всего, именно поэтому появились "самодеятельные" варианты урегулирования конфликта - пакетный и общего государства.

Это была стратегическая ошибка, в перспективе полностью отвечающая интересам России, которая сегодня посредством рычагов, позволяющих ей манипулировать сторонами конфликта, прежде всего Арменией, способна торпедировать мирный процесс. По сути США стали жертвами излишней самоуверенности, считая, что смогут сделать сторонам конфликта такие предложения, реализации которых слабая Россия не сможет помешать.

И все же Азербайджан может потребовать от Совбеза ООН обсудить положение дел с выполнением своих предыдущих резолюций по Нагорному Карабаху. Новая резолюция, если, конечно, она не только подтвердит предыдущие международно-правовые рамки урегулирования конфликта, но и четко заявит о том, что территории вокруг Нагорного Карабаха находятся под оккупацией Армении, может стать сильным импульсом для ускорения мирного процесса. Вопрос только в том, удастся ли азербайджанской дипломатии добиться этой цели...

Обсудить публикацию на форуме

________________

Эрдоган стремится заручиться помощью России в урегулировании карабахского вопроса ("Today's Zaman", Турция)

Премьер Эрдоган успокаивает Баку относительно турецко-армянского сближения ("Today's Zaman", Турция)