Вчера международные эксперты и дипломаты активно обсуждали перспективу дальнейших отношений между Арменией и Турцией. Причиной обострившегося внимания стали последние заявления турецкого премьера, которые расцениваются как откровенный демарш.
Напомним, речь о высказываниях Эрдогана, прозвучавших во время его недавнего визита в Баку. Заверив азербайджанское руководство в незыблемости алиевского тезиса - 'Один народ - два государства', высокий турецкий гость, а точнее 'брат', сказал: 'Граница с Арменией будет оставаться закрытой до тех пор, пока Армения не уйдет с азербайджанских земель'. Это краткое изложение цветистых фраз Эрдогана, на самом деле он говорил пространнее и 'убедительнее', раскрыл даже причинно-следственную связь феномена 'закрытой границы'. Мол, если из-за 'оккупации' азербайджанской территории закрыли границу, то и открывать ее будем лишь тогда, когда 'территориальный' вопрос будет исчерпан.
И прошедший уикэнд турецкий премьер-министр провел в переговорах, во время которых также 'маялся' нагорно-карабахским урегулированием. На сей раз в Сочи с главой правительства РФ Владимиром Путиным, который ему четко сказал, что поиск компромиссов - прерогатива сторон конфликта, посредники могут лишь способствовать нахождению этих компромиссов и быть гарантами выполнения достигнутых договоренностей. Излишне говорить, что Турция не входит в число посредников, но у нее, как заявил Эрдоган на пресс-конференции в Сочи, 'есть ответственность за регион'. Об этой ответственности на днях прямо выразился официальный Ереван, заявив: лучшее, что может сделать Анкара для разрешения нагорно-карабахского конфликта, - это ее невмешательство...
Эрдоган, похоже, то ли недопонимает, что его услуги не требуются, то ли решил и дальше гнуть свою линию, не заботясь тем, что его потуги негативно отражаются не только на процессе армяно-турецкой 'нормализации', но и на имидже турецкого государства.
На вопиющую нестыковку между заявлениями премьера и достигнутыми с армянской стороной договоренностями вчера указала 'Хюрриет'. 'Эрдогану и Гюлю следует согласовать свои слова. ...Расхождение позиций руководства страны достигло неприемлемой отметки...' Издание сообщает о том, что и в личных отношениях президента и премьера ощущается холодок. Причиной тому, не исключается, ссора между 'первыми леди' государства - Эмине Эрдоган и Хайрюнисой Гюль. Не вдаваясь в подробности раздора, 'Хюрриет' обращается к теме срыва договоренностей с армянской стороной.
'Сегодня мы являемся свидетелями сбивающих с толку заявлений официальных лиц. Вначале Анкара пришла к согласию с Ереваном вокруг 'дорожной карты'. И хотя содержание подписанного документа не было обнародовано, сообщалось, что в нем нет связи между открытием границы и разрешением нагорно-карабахского конфликта. Теперь Турция говорит, что не откроет границы, пока армяне не выведут свои войска с азербайджанской территории. Мы убеждены, что Турция не принимала в расчет Азербайджан, когда вела переговоры с Арменией, или недооценила возможную реакцию Баку... Отсюда и противоречия в заявлениях президента и премьер-министра. В то время как Гюль говорит о нормализации отношений с Арменией без предусловий, Эрдоган заявляет о готовности держать границу на замке до тех пор, пока Армения не уйдет с азербайджанских территорий'. На взгляд издания, разные мнения в политике - признак 'здоровой демократии', но когда речь о дипломатии, руководители страны должны говорить 'одним голосом, в противном случае наша политика будет казаться беспорядочной и непоследовательной'.
На отход турецкого премьера от договоренностей с Арменией отреагировала и небезызвестная Сабина Фрейзер, директор Европейской программы Международной кризисной группы. 'Оптимизм, доминировавший 22 апреля, когда стороны пришли к согласию вокруг формата примирения, вдруг исчез', - пишет она в статье, опубликованной в эти выходные в турецких СМИ.
На взгляд Фрейзер, пункты подписанного соглашения - установление дипотношений, открытие границы, формирование межправительственной комиссии - можно было успеть выполнить еще до осени. Ныне, считает она, есть риск, что процесс будет отложен на годы, поскольку 'турецко-армянская нормализация увязывается с карабахским урегулированием, которое будет не скорым даже в случае достижения согласия Еревана и Баку по базовым принципам...'
Эрдоган, пишет Фрейзер, притормозил процесс примирения. Она настоятельно советует турецкому премьеру отказаться от традиционной политики, ради того чтобы стать стратегическим игроком в регионе. 'Иначе США, ЕС и особенно Россия будут распоряжаться на вашем заднем дворе'. По Фрейзер, Южный Кавказ - 'задний дворик Турции'... Аналитик из Кризисной группы советует также Эрдогану отказаться от националистических заявлений типа 'Одна нация - два государства', а вместо этого спокойно объяснить Баку, что нужное решение карабахского конфликта будет достигнуто быстрее в условиях турецко-армянской нормализации. Без этого Турция не может считаться нейтральным посредником, к тому же 'Армения с закрытыми границами ощущает себя во 'вражеском кольце'. Словом, заключает Фрейзер, 'Турция не должна позволить, чтобы ее политика в отношении Армении оставалась заложницей Азербайджана'. Примечательно, в публикации говорится и о том, что Анкара находится на грани потери дивидендов, обретенных в процессе примирения с Арменией, 'и сегодня нечем возразить на аргументацию тех, кто считает, что Турция включилась в переговоры с Арменией лишь затем, чтобы оттянуть признание США геноцида армян'...
'Заявления Эрдогана не означают конец турецко-армянских переговоров', - заявил в прошедшую субботу помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза. В тот же день в Ереване, выступая на международной конференции, посвященной безопасности и сотрудничеству в Южнокавказском регионе, министр иностранных дел РА Эдвард Налбандян вновь использовал аналогию с мячом, который на 'турецком поле'. 'Мы надеемся, что им хватит мудрости и мужества сделать решительный шаг', - сказал глава МИД. Ранее президент Серж Саркисян в одном из своих выступлений напомнил, что по канонам игры мяч не может долго задерживаться на одном поле. Иначе говоря, ожидаем, точнее, ждем-с...
________________
Карабахский конфликт - "вопрос прошлого" ("Зеркало.az", Азербайджан)
Эрдоган стремится заручиться помощью России в урегулировании карабахского вопроса ("Today's Zaman", Турция)