В девяностых американские энергетические компании, нацелившись на рост нефтегазовых поставок, взяли на вооружение формулу 'много трубопроводов = счастье'.
Впрочем, на двухдневном саммите лидеров стран ЕС и России 21-22 мая в дальневосточном городе Хабаровске мы вряд ли услышим отголоски этих настроений. Вопрос о трубопроводах наверняка будет включен в повестку дня, однако, по мнению Аниты Орбан (Anita Orban) - работающего в Будапеште автора книги 'Влияние, энергия и новый российский империализм' ("Power, Energy, and the New Russian Imperialism"), атмосфера на встречи вряд ли будет переполнена счастьем. 'Мы наблюдаем соперничество на уровне риторики, соперничество в плане подписания деклараций и соглашений, и соперничество точек зрения - какой проект нужно реализовать, - отмечает Орбан. - Дело в том, что по-прежнему считается: эти проекты носят взаимоисключающий характер'.
Кое в чем между сторонами существует взаимопонимание. К примеру, и ЕС, и Россия согласны с тем, что Европе нужны новые трубопроводы для импорта нефти и газа. Нет у них расхождений и в том, что часть этого сырья должна поступать из Каспийского региона. Но в вопросах о том, кто и как будет поставлять эти энергоносители, единством мнений и не пахнет.
ЕС, к примеру, отдает предпочтение стратегии диверсификации источников снабжения под названием 'Южный коридор - Новый Шелковый путь': она была обнародована 8 мая на энергетическом саммите в Праге. Этот план предусматривает модернизацию авто-, железнодорожной и морской инфраструктуры для коммерческих поставок в Европу из ближневосточных и прикаспийских государств через Турцию и Черное море. В еэсовской программе также рекомендуется приступить к реализации трех трубопроводных проектов: Nabucco, 'Белого потока' и 'соединительного' трубопровода Турция-Греция-Италия.
В ней, однако, не упоминается об альтернативном российском трубопроводном проекте 'Южный поток' - он предназначен для транспортировки газа по дну Черного моря в Европу и рассматривается как 'конкурент' Nabucco.
Борьба за Юг
Россия - крупнейший поставщик энергоносителей в страны ЕС: в настоящее время на ее долю приходится более четверти потребляемых Союзом нефти и газа. Поэтому российские чиновники в Праге были глубоко возмущены тем, что в 'Южном коридоре' и словом не упомянуто о роли России в энергетической стратегии Евросоюза на южном направлении. Официальный представитель российского МИДа Андрей Нестеренко расценил эту инициативу как 'контрпродуктивную', и отметил, что планы ЕС в этой сфере обусловлены не экономическими, а политическими соображениями: 'С нашей точки зрения проект создания так называемого 'Южного коридора' без учета интересов важнейшего поставщика энергоресурсов в Европу - России - является не более чем политическим начинанием'.
На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин, дипломатично пожелав успеха проекту Nabucco, тем не менее добавил: 'Перед тем как вложить миллиарды долларов в трубу и закопать их в землю, нужно понять, откуда возьмется газ в этой трубе'.
Федерико Бордонаро (Federico Bordonaro), сотрудник аналитического центра по вопросам энергетической безопасности equlibri.net со штаб-квартирой в Италии, согласен, что со стороны ЕС было 'нереалистично' полностью исключать Россию из плана по созданию Южного коридора. Однако, по его словам, сделанное в Праге заявление - далеко не последнее слово по вопросу о том, кто будет поставлять энергоносители Европе. 'Не следует забывать, что это была лишь декларация, а не соглашение', - поясняет он.
Предусматривается, что протяженность Nabucco, который должен соединить Турцию с Австрией, составит 3300 километров, а пропускная способность - 31 миллиард кубометров газа в год. Ожидается, что сырье будет поступать из Египта, Ирака, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана, и возможно также из Узбекистана или Ирана.
Проблема источников поставок
Однако многие из этих стран пока не присоединились к проекту Nabucco - а это означает, что ЕС и Россия оказались прямыми конкурентами в борьбе за источники поставок и транзит.
Азербайджан и Египет номинально сказали Nabucco 'да'. Однако Туркменистан, Казахстан и Узбекистан - имеющие долгосрочные контракты с российским 'Газпромом' - еще никаких обещаний на этот счет не дали.
17 мая было заключено соглашение, которое в потенциале могло бы обеспечить наполнение 'трубы': его участниками стали акционеры Nabucco, - австрийская OMV и венгерская MOL - две компании из Объединенных Арабских Эмиратов и правительство Курдской автономии на севере Ирака.
Однако эта договоренность вскоре сорвалась: иракский министр нефтяной промышленности Хусаин аль-Шахристани (Hussain al-Shahristani) заявил, что 'не позволит никому экспортировать газ из региона без санкции центрального правительства и Министерства нефтяной промышленности Ирака'.
Одновременно, проект 'Белый поток' предусматривает транспортировку примерно 32 миллиардов кубометров газа из Азербайджана, Туркменистана и Казахстана через Грузию и Черное море на Украину и/или в Румынию. В данном случае, однако, также нет ясности относительно будущих участников проекта.
Для своего трубопровода 'Южный поток' Россия надеется, помимо собственного газа, заручиться поставками партнеров из Центральной Азии. Однако менеджеры 'Газпрома' также обхаживают Азербайджан; кроме того, на прошлой неделе они подписали соглашения с энергетическими компаниями стран-потребителей - Болгарии, Греции, Сербии и Австрии.
Призыв к диверсификации
Острая конкуренция между ЕС и Россией за источники и маршруты поставок была спровоцирована прошлогодним повышением цен на газ и российско-украинским спором в январе нынешнего года, обернувшимся длительным сбоем в газоснабжении Европы. Это придало новый импульс стремлению ЕС к диверсификации источников энергоснабжения; некоторые страны-участницы призывают преодолеть зависимость от российских поставок.
Вскоре после январского кризиса Венгрия выступила в роли организатора конференции по Nabucco с участием представителей Казахстана, Туркменистана и Азербайджана. Германская фирма RWE - еще один акционер Nabucco - подписала в апреле меморандум о взаимопонимании с Ашхабадом о разработке одного из участков каспийского шельфа, принадлежащего Туркменистану.
В конце марта Москва нанесла ответный удар: 'Сугутнефтегаз' - четвертая по величине нефтяная компания страны - приобрела пакет акций венгерской MOL. Эта сделка вызвала беспокойство в Европе, поскольку венгерская фирма является одним из акционеров Nabucco. На прошлой же неделе еще одна страна-участница ЕС - Италия - подписала соглашение с Россией по 'Южному потоку'.
Накануне саммита ЕС-Россия уполномоченный блока по внешней политике Хавьер Солана (Javier Solana), похоже, попытался сгладить острые углы, заявив, что уже идет работа над новым соглашением, которое должно регулировать энергетическое сотрудничество между Евросоюзом и Москвой. Солана отметил: 'Россия является главным зарубежным поставщиком энергоносителей' для ЕС и 'в обозримом будущем' останется таковым.
___________________________________________________________