Прошлой зимой меня отправили в командировку в Москву. В российской столице было холодно. Очень холодно, и снежно в придачу. Разумеется, кое-где в Колорадо дела обстоят точно также. Однако разница в том, что, в отличие от русских, мы делаем все, чтобы смягчить неудобство, не жалея ни лопат, ни снегоочистителей. Этот пример неплохо иллюстрирует различия, существующие между нашими нациями.
Американцы - идеалисты, они бросают вызов трудностям и надеются их перебороть. Русские - пессимисты- сами они, впрочем, предпочитают называть себя реалистами - и для них трудности, от политической тирании и экономических проблем до плохой погоды - это неизбежные обстоятельства жизни, в которых они привыкли существовать. Привычка приспосабливаться к трудностям и выживать, несмотря на них, вероятно, уже вошла здесь в ДНК. Другими словами, у русских заниженные ожидания.
В России я должен был снимать документальную часть для программы телеканала HDNet 'World Report' ('Международное обозрение'), посвященной российскому космическому агентству 'Роскосмос'. Дело в том, что в следующем году будет закрыта программа Space Shuttle, и в дальнейшем американским астронавтам, назначенным на международную космическую станцию, предстоит всецело полагаться на (небесплатные) услуги 'Роскосмоса' и его трехместных кораблей 'Союз'. Короче говоря, основную тему программы можно было сформулировать примерно так: 'Русские корабли надежны, но насколько можно доверять самим русским?'
Большую часть материалов мы снимали в Звездном городке, российском аналоге хьюстонского Космического центра им. Джонсона, прячущемся в березовому лесу к северо-востоку от Москвы. Снега там тоже более чем достаточно. Как же они с ним борются? Ответ: никак. Это означает, что на узких улицах городка колеса проваливаются в колеи глубиной не меньше полуфута, а отойти от дороги можно только по протоптанной кем-то раньше тропинке.
Этот нетронутый слой снега меня просто поразил: они запустили спутник раньше нас, раньше нас отправили в космос человека, чем очень гордятся, и, тем не менее, не могут расчистить улицы и тротуары в самом сердце своего 'коронного алмаза'. Такое впечатление, будто снег - вещь, в принципе, простая, - определяет культуру страны.
Проблемы были не только в снеге. Кафетерий Звездного городка - место негостеприимное. День за днем его меню кроме супа неизменно составляют всего два блюда: жареная курица и рыба под каким-то соусом. Пойдем дальше: в комплексе, славящемся одной из самых больших центрифуг в мире, ни в одном из трех туалетов, в которые я заходил, нечем было высушить руки.
Исторически, сама по себе российская программа тоже своего рода пример заниженных ожиданий. Если присмотреться к американской программе, во многом являющейся плодом объединенных усилий частных предпринимателей, можно увидеть, что она породила многое из того, что сейчас обогащает нашу жизнь. Огнеупорные материалы и теплоизоляция, очки-поляроиды и акустические гитары, GPS и микрочипы, пылесосы и напитки: Фактически НАСА говорила частным компаниям: 'Вы умеете делать то-то и то-то, теперь не могли бы вы приспособить вашу продукцию для наших нужд?' В свою очередь компании в дальнейшем перерабатывали проект и выпускали потребительский эквивалент.
СССР поступал иначе. В технике, математике и астрономии он достиг не меньше нашего, но так как в нем никогда особенно не задумывались о своих гражданах, никаких бонусов космос им не давал.
Россия сейчас - не такое ужасное место, как раньше; здесь есть определенный уровень демократии, некие экономические возможности. Однако, хотя Россия и стала частью просвещенного западного мира, но - в глубине души - не до конца. . . и именно поэтому, хотя, на мой взгляд, судьбе нашей нации и нашему будущему угрожает многое, Россию я угрозой не считаю.
Однако можно ли полагаться на нее, если речь идет о сохранении нашей космической программы? Что, если разгорится очередной политический конфликт, еще более острый, чем прошлогодний конфликт вокруг Грузии? И что будет, если российская экономика не выйдет из штопора? Вдруг у них кончатся деньги на космос, и они разорвут контракт с НАСА?
Большинство экспертов считают, что они нуждаются в нас - в наших долларах и в наших связях с другими космическими державами - сильнее, чем мы в них. Может быть, нам следует заодно предложить им убрать их снег - так, на всякий случай.
Грег Доббс - корреспондент программы 'World Report', выходящей на телеканале высокой четкости HDNet.
___________________________________________________
Поможет ли космический музей вернуть России ее былую славу? ("Time", США)
Русские в космосе: спутник, Гагарин и собаки на орбите ("The Guardian", Великобритания)
Российские космонавты готовятся к жесткой посадке ("Los Angeles Times", США)
Как сделать шаг к Марсу, не отрываясь от Земли ("The New York Times", США)
Космос: передовой рубеж или финансовое безумие? ("ISN", Швейцария)