Вчера в Азербайджан с двухдневным официальным визитом прибыл министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Как сообщили в МИД Азербайджана, в ходе пребывания в Баку А.Давутоглу встретится со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым и будет принят президентом Ильхамом Алиевым. В ходе переговоров будут обсуждены вопросы развития двусторонних отношений, активизации политического и экономического взаимодействия, карабахская проблема и процесс нормализации турецко-армянских отношений. Кроме того, ожидается, что также будут обсуждены вопросы стоимости азербайджанского газа, поставляемого в Турцию.
Отметим, что А.Давутоглу прибыл в Баку из Дамаска, где принимал участие в 36-м заседании глав МИД стран-членов Организации Исламская конференция. На пресс-конференции в рамках заседания глав МИД ОИК А.Давутоглу отметил, что Азербайджан всегда был и остается братской страной Турции, и его интересы будут учтены: "Так было прежде, так будет и впредь, и ни у кого не должно быть сомнений в этом".
По словам министра, Турция и Азербайджан тесно сотрудничают. "В этом контексте мой визит в Азербайджан будет второй поездкой за рубеж после участия в заседании министров иностранных дел ОИК", - сказал А.Давутоглу.
По его мнению, в последнее время наблюдаются некоторые продвижения в вопросе карабахского урегулирования. 17-летний статус замороженного конфликта с точки зрения оккупации азербайджанских земель не соответствует требованиям как Азербайджана, так и Турции, сказал А.Давутоглу. "Мы использовали все наши возможности для того, чтобы вернуть азербайджанские земли и решить эту проблему в рамках международных правовых норм", - отметил он. По мнению А.Давутоглу, после Пражского процесса появилась надежда. "Мы очень надеемся, что посредничество поможет в решении этого замороженного конфликта, которое удовлетворит все стороны", - сказал он.
А.Давутоглу считает, что Минская группа ОБСЕ не достигла прогресса в решении нагорно-карабахского конфликта. Турция является частью Минской группы, но основную работу группы выполняют США, Россия и Франция. "Вопрос уже принял статус замороженного конфликта, и нам нужно изменить эту ситуацию", - сказал он.
По словам министра, Турция усиливает свою деятельность на Кавказе. "Мы хотим превратить Кавказ в рамках "Кавказской платформы безопасности" в регион стабильности и сотрудничества", - сказал он.
Кстати, главы МИД стран-членов ОИК приняли на 36-й конференции в Дамаске три резолюции, связанные с армянской агрессией против Азербайджана. По сообщению пресс-службы МИД Азербайджана, повестка конференции насчитывала 80 вопросов. Три резолюции, касающиеся конфликта, следующие: об осуждении армянской агрессии, а также уничтожении армянами памятников исламской культуры и истории на оккупированных территориях и об оказании в связи с этим Азербайджану экономической помощи.
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в своем выступлении довел до сведения участников СМИД позицию Азербайджана по карабахскому урегулированию.
В свою очередь генсек ОИК Экмаледдин Ихсаноглу заявил о неизменности позиции этой организации по данному конфликту, заключающейся в поддержке территориальной целостности Азербайджана.
Начнем с того, что в силу геополитического и географического положения сегодня происходит постепенное превращение Турции в мировой транзитный пункт для перекачки и хранения энергоресурсов. И Турция проводит планомерную политику в данном направлении, что составляет основу всей ее стратегии. Анкара создает сети нефте- и газопроводов, проходящих через Южно-Кавказский транзитный регион и территорию Турции и транспортирующих каспийскую нефть на мировые рынки в обход российской территории. На фоне имеющихся проблем в газовом сотрудничестве по проекту "Голубой поток" введение в действие Южно-Кавказского газопровода, а также перспектива строительства Транскаспийского газопровода, который пройдет по акватории Каспийского моря, а также по территории Азербайджана, Грузии и Турции, есть показатель успехов Анкары по продвижению своих национальных интересов как транзитной державы.
Разумеется, показателем внешнеполитических успехов Анкары также является и то, что, придерживаясь стратегического партнерства по отношению к Грузии, Турция при этом смогла сохранить свои отношения с таким важным стратегическим торговым партнером, как Россия. Дело в том, что события в Южной Осетии и Абхазии показали, как Россия позиционирует себя на Кавказе и каких политических целей она рассчитывает достигнуть.
Итогом августовских событий явилось то, что Турция выработала новую стратегию на Южном Кавказе на фоне российской политики сильного регионального лидера. Анкара в силу своей геополитической заинтересованности уже не могла смириться с существующим положением на Южном Кавказе, то есть на фоне роста влияния России на регион Турция сумела не только сохранить, но и укрепить собственные позиции. А учитывая тот факт, что, несмотря на усилившееся турецко-российское сотрудничество в последние годы и совпадение интересов по целому ряду вопросов, в том числе касающихся региональной безопасности, все же интересы Москвы и Анкары в отношении Грузии продолжают существенно расходиться, становится ясно, с каким трудом Турции это удалось.
Кроме того, содержание и направленность внешнеполитического курса Турции, определенные еще в 2002 году Ахметом Давутоглу, по-прежнему связаны с членством страны в НАТО, развитием ее всесторонних связей с США, стремлением турецкого военно-политического руководства обеспечить усиление роли и влияния страны на южном фланге Североатлантического союза, в регионах Ближнего и Среднего Востока, на Балканах, а также в государствах Южного Кавказа и Центральной Азии. Активное участие Турции в деятельности НАТО рассматривается военно-политическим руководством страны в качестве основы обеспечения безопасности и возможности реализации при поддержке союзников своих целей, в том числе и во внешней политике. А основная цель внешнеполитического курса Турции заключается в реализации стратегических национальных интересов, главным из которых является превращение страны в одного из политических и военных лидеров в регионе Южной Европы. То есть официальная Анкара претворяет в жизнь концепцию Давутоглу, которая занимает приоритетное место в практической деятельности турецкого руководства, преследуя цель формирования "зоны мира и безопасности" вокруг Турции. Показательно и отношение главы МИД Турции к решению нагорно-карабахской проблемы. То, что Минская группа ОБСЕ не достигла прогресса в решении нагорно-карабахского конфликта, было известно и без заявления Давутоглу. Во всяком случае, каждый раз после неожиданных заявлений сопредседателей Минской группы ОБСЕ относительно мирного урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в Азербайджане все больше убеждались в отсутствии прогресса в переговорном процессе, то есть эти заявления, несмотря на оптимизм, являлись демонстрацией того, что посреднические усилия находятся, как бы мягче выразиться, в глубоком тупике. И, заявление Давутоглу о том, что "нужно изменить ситуацию вокруг этой проблемы", является своеобразным сигналом для Азербайджана. Безусловно, анализ развития событий в регионе на нынешнем этапе говорит о том, что Азербайджан для обеспечения всех аспектов своей национальной безопасности, принимая во внимание усиление своей региональной значимости, проводит активную наступательную многовекторную внешнюю политику. Эта политика наряду с сохранением стратегического партнерства с Турцией подразумевает под собой и многоплановое сотрудничество как с Россией и другими соседними государствами, так и США и ЕС. С другой стороны, в последнее время Турция демонстрирует свой потенциал серьезного игрока на международной арене. Анкара прилагает все усилия для того, чтобы по-прежнему считаться региональным игроком или "перекрестком", на котором решаются проблемы Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и Центральной Азии. Сегодня Турция демонстрирует новую позицию во внешнеполитическом курсе, в котором отчетливо проявляется некая автономность от политики США. Турция все время считалась страной-союзницей США, зависимой от Вашингтона, но в то же время видно, как она стала отдаляться от такой линии и показывать новую сбалансированную стратегию в международных отношениях. В большой степени безоговорочный оплот США-Турция сегодня демонстрирует непостоянную позицию в отношении этой страны, полную различного рода нюансов.
И, наконец, отношение Турции к вопросам энергетики представляет еще один очень важный компонент. Для того чтобы покрыть потребность Турции в энергетических ресурсах, правительство страны усиливает сотрудничество с Россией, привилегированными крупными поставщиками нефти и газа, а также с соседним Ираном. В то же самое время Турция не может не видеть, что сегодня происходит радикальная перекройка Южного Кавказа. Старые форматы мирного урегулирования в Абхазии и Южной Осетии не сработали. Более того, Москва из миротворца и арбитра превратилась в участника противостояния с Тбилиси. Это окончательно произошло после формально-правового признания независимости двух бывших грузинских автономий, установления с ними дипломатических отношений и определения гарантий их безопасности. Ситуация в Нагорном Карабахе также далека от оптимистической картины: в 2009 году возросло количество столкновений в зоне прекращения огня. Отсюда стремление Турции сыграть более активную партию на Южном Кавказе.
Сейчас Турция находится на передовой, пытаясь балансировать "между американцами и русскими" и управлять зоной повышенного риска, каковым является в данный момент Кавказский регион. Сегодня Анкара заинтересована в том, чтобы принять активное участие в формировании новой конфигурации безопасности на Южном Кавказе. Провозгласив одной из своих стратегических целей европейскую интеграцию, Турция пытается также сыграть роль "форпоста ЕС" в проблемном регионе. Все чаще западные эксперты говорят об исторической миссии Турции как своеобразного моста между двумя цивилизациями - мусульманской и христианской. США постоянно приводят Турцию в качестве примера движения к демократии для исламского мира. Вашингтон избрал Анкару одним из основных проводников своих идей в рамках реализации провозглашенного американцами плана демократизации Большого Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, Вашингтон сегодня прилагает ощутимые усилия для вывода своих отношений с Анкарой из нынешнего состояния определенной стагнации, причинами которой стали иракский кризис и курдская проблема, на новый, более высокий уровень стратегического партнерства.
Что примечательно, и Россия рассматривает Турцию почти как потенциального союзника. Тем более в нынешней ситуации: у Турции давно сложились экономические отношения с Абхазией, а вопрос признания-непризнания их совершенно не интересует. Что касается Азербайджана, то страна опирается на возможности собственного пространства и геополитического положения. То есть страна избрала концепцию "балансирующего" построения стратегии, подразумевающую избирательный выбор партнеров и "попутчиков" в том или ином отдельном вопросе. При этом Азербайджан учитывает, что сопутствующие интересы не могут быть постоянными, и в отношении разных проблем у "государств-попутчиков" могут быть разные точки зрения.
_____________
Рукопожатие, которое потрясает регион ("Christian Science Monitor", США)
Эрдоган притормозил процесс примирения с Арменией ("Новое Время", США)