На сегодняшний день в России на одного жителя приходится в два раза меньше автомобилей, чем в Западной Европе. Теперь россияне надеются, что их автомобильная промышленность будет развиваться при помощи технологий фирмы Opel.
Пока в федеральном правительстве только разгорается настоящий спор о последствиях временного спасения автопроизводителя Opel, предприятия, которых касается эта операция, радуются этой сделке. Российский "Сбербанк", участвующий в покупке, видит в этом большой шанс для российской автомобильной промышленности: "Мы можем получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее сегодня продвинутых с точки зрения технологий европейских производителей", - заявил в субботу президент контролируемого государством "Сбербанка" Герман Греф московскому телеканалу "Вести". С помощью покупки Opel могла бы быть реструктурирована автомобильная отрасль РФ, добавил бывший министр экономики.
"Сбербанк" и второй по величине автопроизводитель России "ГАЗ" являются партнерами австрийско-канадского производителя автомобильных комплектующих Magna. План покупки состоит, в частности, в том, чтобы наладить правительство моделей Opel на базе предприятия "ГАЗ", у которого накопились большие долги. Те модели, которые это предприятие производит сегодня, считаются полностью устаревшими с технической точки зрения.
Машины будут производиться на заводе "ГАЗа" в Нижнем Новгороде, на Волге, примерно в 450 километрах к востоку от Москвы, сообщил представитель "ГАЗа" в интервью государственному агентству "РИА Новости". "Благодаря развитой инфраструктуре этой площадки и персоналу, который обучен в компании Magna, развитой сервисной сети "ГАЗа" у Opel появляется возможность расширения доступа на российский рынок". Концерн "ГАЗ", который в основном известен своими лимузинами "Волга", контролируется олигархом Олегом Дерипаской.
Высокий потенциал роста
Автомобильный эксперт Фердинанд Дуденхеффер (Ferdinand Dudenhoffer), профессор университета Дуйсбурга-Эссена, тоже видит в сотрудничестве компании Magna с российским "Сбербанком" значительные возможности, открывающиеся на быстрорастущем российском рынке. При населении в 142 миллиона человек в России на 1000 жителей приходится только примерно 200 автомобилей, сообщил профессор в субботу. В Германии на 1000 жителей приходится более 500 легковых машин, а в таких странах, как Испания, - более 480.
"Это показывает, что потенциал роста в России высок. Ожидаемый после мирового экономического кризиса экономический рост подстегнет дальнейшее развитие автомобильного рынка в России", - считает Дуденхеффер. Уже к 2015 году в России будет продаваться около 5 миллионов автомобилей. Поэтому у Opel есть шанс уже в 2015 году продавать в России по меньшей мере 500.000 "Опелей". И это по весьма консервативным оценкам".
Работники Opel вздохнули с облегчением
Временное спасение Opel "опельцы" восприняли с большим облегчением. "У нас громадный камень с души свалился", - сказал в субботу глава производственного совета концерна Клаус Франц (Klaus Franz). "Разумеется, в течение полугода мы переживали невероятный период давления". Франц подчеркнул, что участие в сделке поставщика Magna было правильным решением: "Мы должны упорно работать на наше будущее. Но я предвижу прекрасное будущее, общее для нас с Magna и General Motors (GM), в миноритарном участии в этом предприятии с богатыми традициями".
Однако пока еще неясно, где в будущем станут производить эти автомобили. Вместе с тем, по его словам, следует учесть, что нынешнее число сотрудников (примерно 26.000 человек) не удастся сохранить на прежнем уровне: "Без сокращения штатов не обойтись", - отметил Франц.
Споры вокруг Гуттенберга
В Берлине, тем временем, ведутся споры вокруг значения, которое имеет это слияние: Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) была недовольна отношением к ней федерального министра экономики Карла-Теодора цу Гуттенберга (Karl-Theodor zu Guttenberg). Этот политик, член Христианско-социального союза (ХСС), наутро после осуществления сделки объяснил, что до последнего момента он выступал за начало процедуры банкротства. "Я иначе, чем коллеги, участвующие в переговорах о судьбе компании Opel, оцениваю связанные с этим риски", - говорилось в заявлении Гуттенберга.
В интервью баварскому радио министр финансов Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbruck), оценивая высказывания Гуттенберга, сказал, что теперь министру экономики придется давать пространные объяснения. Лидер партии СДПГ Франц Мюнтеферинг (Franz Muntefering) сообщил газете Tagesspiegel, что о роли отдельных лиц в деле о компании Opel можно спорить точно так же, как и о длительном колебании Евросоюза в вопросе о том, какую ответственность несет государство в данной ситуации. СДПГ, по его словам, "с самого начала стала оказывать давление, в то время как некоторые лица в Евросоюзе выискивали основания тому, почему не нужно спасать компанию Opel".
Комитет по бюджету приглашает на чрезвычайное заседание
Федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel), со своей стороны, демонстративно расточала похвалы Гуттенбергу: министру экономики нелегко далось это решение, подчеркнула она. Однако решающим стало то, что Гуттенберг согласился с тем, что в общей картине событий он будет нести часть ответственности. В конце концов, задача федерального министра экономики состоит, в частности, в том, чтобы затрагивать болезненные темы и привлекать внимание к существующим рискам, отметила г-жа канцлер. С этой задачей министр, на ее взгляд, "справился блестяще".
Обещанный кредит в размере примерно 1,5 миллиарда евро для покупателя Opel - компании Magna, тем временем, беспокоит и комитет по бюджету Бундестага. Этот комитет в воскресенье пригласил на чрезвычайное заседание министра экономики Гуттенберга и министра финансов Штайнбрюка. "Я ожидаю, что федеральное правительство даст развернутые и детальные объяснения по поводу существующих рисков", - заявил председатель комитета по бюджету Отто Фрике (Otto Fricke), член Свободной демократической партии Германии (СвДП), в интервью газете Rheinischen Post. Фрике определенно не исключает того, что комитет вызовет на свое заседание и руководителя канцелярии Томаса де Мезьера (Thomas de Maiziere).
__________________________________________________________
Германия идет на углубление связей с Россией, продавая Opel компании Magna ("Bloomberg", США)
Последствия от сделки c Opel кругами расходятся по всей Европе ("The New York Times", США)