В ожидании пятой за год встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна на форуме в Санкт-Петербурге наблюдатели, наученные горьким опытом пражской встречи, высказывают осторожный оптимизм. Увы, майская встреча президентов в Праге не стала ни прорывом, ни прогрессом в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Регулярность встреч глав государств и почти постоянное присутствие посредников в регионе внушают некоторую надежду, что дело сдвинется с мертвой точки. Рассматривая сценарий урегулирования этой проблемы, можно смело утверждать, что именно посредники в сочетании с политической волей президентов обеих стран могли бы наиболее приблизиться к положительным результатам в решении нагорно-карабахской проблемы.
Официальные лица Азербайджана не раз говорили, что не удовлетворены работой Минской группы ОБСЕ, однако хотели бы продолжить работать именно в этом формате. Для Азербайджана, видимо, это действительно наиболее приемлемый формат. Страны - сопредседатели Минской группы ОБСЕ - вызывают множество вопросов, так как именно США, Франция и Россия - государства с самой мощной и влиятельной армянской диаспорой в мире.
Безусловно, фактор диаспоры можно рассматривать как аргумент против именно этих стран-сопредседательниц. Но есть аргумент "за" - энергетические ресурсы Азербайджана, которые в равной степени важны как Западу, так и России. Нефть и газ, которыми обладает Баку, - не менее весомый аргумент, чем влиятельные представители диаспоры.
Региональное влияние на Кавказе невозможно без хороших отношений с Баку. Грузия была потеряна для России после августовской войны, а Армения - страна с настолько хрупкой экономической системой, что рассчитывать на нее как на достойного партнера в регионе не приходится.
Возможно, именно сейчас настало время для России и Запада помочь в решении нагорно-карабахской проблемы совместными усилиями.
Для этого существуют несколько предпосылок. Новая американская администрация изначально заняла более дружественную позицию к Москве, чем предшествующая команда Буша.
Дело осталось за малым: Вашингтон должен осознать, что не сможет решить нагорно-карабахскую проблему без участия России, и партнерство просто необходимо. В этом случае мирное урегулирование карабахского конфликта могло бы стать успехом не только в миротворчестве на Кавказе, но и в возобновлении сотрудничества между США и Россией.
Кто, если не две великие мировые державы поспособствуют выводу сторон из нынешнего статус-кво, который не устраивает обе противоборствующие стороны, и подтолкнут к компромиссу и мирному урегулированию?
История знает несколько примеров, когда великие державы, объединив дипломатические усилия, заставляли уступающую по размерам страну отказаться от своих притязаний, ради своих великодержавных интересов.
Для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта потребовалось бы только, чтобы США, Россия, Европа, Турция и даже Иран объединили усилия для достижения мира в кавказском регионе. Однако такой сценарий развития событий скорее фантастика, чем прогноз на будущее.
Станет ли встреча в Санкт-Петербурге действенным шагом великой державы в связке с западными посредниками к урегулированию? Вопрос, на который не могут ответить ни сопредседатели Минской группы, ни наблюдатели, ни политический истеблишмент обеих стран.
Но хотелось бы надеется, что сильные и влиятельные державы смогут помочь двум кавказским странам продвинуться в решении затянувшегося и изматывающего конфликта.
________________
Президент Азербайджана перепутал шаг вперед с шагом назад ("Голос Армении", Армения)
Турция собирается менять ситуацию в вопросе карабахского урегулирования ("Зеркало.az", Азербайджан)