Прошло уже семнадцать лет с тех пор, как Армения и Азербайджан начали полномасштабную войну за Нагорный Карабах - провинцию на юго-западе Азербайджана. Пятнадцать лет назад был заключен договор о прекращении огня; спорная территория осталась под контролем армянских войск. Но договор соблюдается плохо. Вдоль линии фронта регулярно происходят перестрелки, взрываются мины; более тридцати тысяч военнослужащих приведены в боевую готовность.
Это означает, что нагорно-карабахксий конфликт отнюдь не 'заморожен', как принято говорить. Пожалуй, он даже еще более опасен, чем так называемые 'замороженные' конфликты в Грузии и Молдавии. Противоборствующие стороны продолжают гонку вооружений, из-за чего район конфликта уже стал самой милитаризированной областью Европы. Азербайджан тратит на закупку оружия 2 миллиарда долларов (1,4 млрд. евро) в год, что превышает весь государственный бюджет Армении. В обеих странах повсеместно чувствуется враждебность, ежедневно публикуются полные ненависти пропагандистские материалы. Установление мира не предвидится ни в ближайшей, ни в обозримой перспективе, а деятельность так называемой 'минской группы', существующей под эгидой Организации безопасности и сотрудничества в Европе, никаких видимых результатов не приносит.
Власти в Баку желают сохранения Нагорного Карабаха как части территории Азербайджана и требуют вывода армянских войск из семи оккупированных районов; Ереван же просит предоставить Нагорному Карабаху право на самоопределение. И хотя нападение России на Грузию в августе 2008 года должно было продемонстрировать всем, что война - плохой вариант решения проблемы, Баку действует на дипломатическом фронте все более нетерпеливо, что тоже не приводит ни к каким результатам
Роль Евросоюза
Очередная война за Нагорный Карабах будет иметь для региона разрушительные последствия. Нарушится хрупкий баланс стабильности в регионе, будут поставлены под угрозу поставки энергоносителей Каспийского моря на международные рынки. Турция и Россия, возможно, выступят в поддержку разных сторон, и возникнет настоятельная потребность во вмешательстве Европы и США. Цена войны в Нагорном Карабахе для Евросоюза может оказаться крайне высокой, как уже случилось с грузинской войной, - и удивительно, почему Европа уделяет конфликту так мало внимания.
Евросоюз активно участвует в урегулировании в молдавском регионе Приднестровье, а теперь и в Грузии (женевский процесс), но в нагорно-карабахском вопросе не представлен никак. И хотя существует должность спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе, в работе минской группы Европа почти не участвует, хотя у Франции в ней есть собственный представитель.
Сами работники институтов Евросоюза знают о конфликте недостаточно, а некоторые страны альянса вообще не желают, чтобы он активно участвовал в этом. В то же время растет понимание стратегической важности региона (не в последнюю очередь благодаря проблемам энергетической безопасности и диверсификации: главные трубопроводы, связывающие нас с Каспием, лежат всего в пятнадцати километрах к западу от линии фронта, а несколько насосных станций не защищены и могут подвергнуться атаке). Более того, есть существенная вероятность, что в случае начала конфликта ЕС попросят разбираться с его последствиями (как уже случилось в прошлом году с грузинской войной). Ну а если будет заключено мирное соглашение, то ЕС будет подходящей кандидатурой на роль гаранта соблюдения его условий, учитывая большой опыт работы по итогам прежних конфликтов. Таким образом, уже сейчас имеет смысл подготавливать почву для того, чтобы развернуть активную деятельность в будущем.
Задачи Евросоюза
Во-первых, ЕС должен полностью интегрироваться в структуры минской группы. Если Европа станет главным исполнителем и гарантом мирного соглашения, то она должна участвовать и в самом процессе его заключения. Таким образом, Франции придется отказаться от места в минской группе, а представитель ЕС, который заступит на это место, должен будет иметь ясный, надежный мандат, равно как и широкое пространство для ведения переговоров от имени альянса и его двадцати семи членов.
Во-вторых, Европа должна определиться с тем, готова ли она выступать в поддержку территориальной целостности Азербайджана. Когда-нибудь настанет и такой момент, когда Брюссель попросит армянское правительство вывести войска с занятых территорий, а в случае отказа надавить на Ереван, в том числе и пригрозив приостановить переговоры по соглашениям о свободной торговле и о содружестве. Невозможно с одной стороны восхвалять Азербайджан как ценного союзника в борьбе за энергетическую безопасность Европы, а с другой - не помогать ему восстанавливать контроль над своей территорией. Бесчисленные резолюции ООН, декларации НАТО и позиции Совета Европы все подтверждают территориальную целостность Азербайджана.
Наконец, опыт работы ЕС на Западных Балканах также может пригодиться в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Как только рамки мирного процесса будут установлены, ЕС сможет: заняться разминированием (это одна из самых густо заминированных территорий в мире); отправить миссию с целью оценки ситуации с безопасностью и подсчета стоимости ущерба, понесенного оккупированными территориями; назначить заместителем специального представителя авторитетного специалиста по конфликту, который пользовался бы доверием всех сторон, а значит, мог обеспечить контакты между этническими группами Нагорного Карабаха и помогать с выбором оптимальных решений; организовать молодежные группы с целью работы над различными проектами, в частности, проектом по восстановлению поврежденных в ходе боевых действий исторических памятников. Кроме того, Евросоюзу хорошо подходит роль руководящей организации в миротворческих и восстановительных работах.
Новая программа восточного партнерства ЕС называет своей целью достижение стабильности, безопасности и процветания в странах восточного партнерства. Без разрешения нагорно-карабахского конфликта это никогда не будет возможно, регион будет продолжать функционировать как мина замедленного действия. Таким образом, ЕС должен продемонстрировать, что уроки Грузии усвоены, и принять активное миротворческое участие в армяно-азербайджанском конфликте.
Борут Гргич - инвестор и основатель Института стратегических исследований; Аманда Акчакоджа - политолог из Европейского центра политики
___________________________________________________________
Президент Азербайджана перепутал шаг вперед с шагом назад ("Голос Армении", Армения)
Азербайджан имеет шансы стать членом НАТО ("Зеркало.az", Азербайджан)