Алексей Соколов задавался вопросом, почему некоторые заключенные выходят из российских тюрем инвалидами? Почему матери хоронят сыновей, умерших в заключении? Почему в свидетельствах о смерти, выданных тюремными больницами, причиной значится воспаление легких, а наружный осмотр тел показывает кровоподтеки и переломы?
Такие вопросы в 2007 году задавал Соколов в фильме 'Фабрика пыток или педагогический опыт'. 45-минутное документальное видео показывает жестокие избиения заключенных в российских тюрьмах. Соколов, возглавляющий организацию 'Правовая защита', представлял данные своих расследований в международную правозащитную организацию 'Международная амнистия'.
Соколова арестовали 13 мая по обвинению в участии в разбойном нападении пять лет назад - по свидетельствам человека, который находится в тюрьме за это преступление. Жена Соколова, Гуля, говорит, что его арестовали, когда он гулял с их двухлетней дочерью.
Фредерике Бер (Frederike Behr), глава московского отделения 'Международной амнистии', говорит, что в организацию постоянно приходят письма от заключенных, которые утверждают, что их подвергали пыткам или обещали улучшить условия заключения в обмен на ложные показания.
ФРЕДЕРИКЕ БЕР: Мы считаем, что нужно удостовериться в достоверности обвинений в адрес Соколова. Мы также думаем, что необходимо расследовать обоснованность целого ряда утверждений. - Независимо друг от друга разные люди заявляли, что их принуждали к оговору Соколова.
Руководитель пресс-службы ГУВД Cвердловской области Валерий Горелых сказал Voice of America, что нет никакой связи между правозащитной деятельностью Соколова и обвинениями в разбое. Соколов, по словам Горелых, находится под стражей до постановления суда. Однако дата процесса пока не установлена.
Гуля Соколова рассказала, что с момента выхода фильма 'Фабрика пыток' два года назад ее муж постоянно получал угрозы.
ГУЛЯ: За попытку создания того самого правового государства, о котором говорит наш президент Дмитрий Медведев, вот за эту попытку мой муж может получить сейчас 15 лет неволи.
По словам Гули, недавно власти предупредили Алексея о том, что из тюрьмы он выйдет инвалидом.
В своем фильме Соколов говорит об исправительной колонии, находящейся неподалеку от Екатеринбурга:
СОКОЛОВ: Все многочисленные жалобы, заявления переданы неофициально. Официально они писать боятся. За любую описанную в жалобе или заявлении правду заключенного потом так бьют, к нему применяют такие психологические методы, что он не выдерживает, отказывается от всего.
Фредерике Бер уверена, что у Соколова много врагов в тюремном руководстве, - включая тех, кто потерял работу из-за причастности к избиениям заключенных, показанных в его фильме.
Она отмечает, что жестокое обращение с заключенными, хоть и является повсеместным явлением в российских тюрьмах, не предусмотрено ни законами, ни в судебной системе.
ФРЕДЕРИКЕ БЕР: судья постановил, к примеру, что подсудимый должен отбыть 10 лет заключения за преступление. В приговоре нет ни избиений, ни отказа в свиданиях с родственниками, ни каких-либо других бесчеловечных или унизительных мер.
Фредерике Бер говорит, что Соколов сотрудничал с 'Международной амнистией' на протяжении последних двух лет. Организация считает его данные весьма серьезными. Известные российские правозащитники выразили глубокое возмущение обвинениями в адрес Соколова, они назвали их сфальсифицированными. Заявление в защиту Соколова подписали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и директор общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев.
Питер Федынский (Peter Fedynsky), VOA, Москва.
Дина Мингалиева, ИноСМИ
_______________________________________________________
ИноВидео: российские цыгане - граждане без прав ("France24", Франция)
Правозащитники отмечают плохое положение с правами человека в стране ("The Washington Times", США)