В предстоящий понедельник министры иностранных дел стран-членов ЕС обсудят, среди прочего, вопрос о том, достаточно ли хорошо Сербия сотрудничает с Международным трибуналом по бывшей Югославии. Участники встречи, вне всякого сомнения, пойдут путем, который за прошедшие два года стал уже всем хорошо знаком: большинство государств будет призывать Бельгию и Нидерланды занять более мягкую позицию по отношению к Сербии.
Их цель заключается в том, чтобы добиться от голландцев и бельгийцев введения в действие Соглашения о стабилизации и сотрудничестве (Stabilization and Association Agreement), подписанного с Сербией в 2008 году. Большая часть из 25 стран-членов ЕС, плюс еврокомиссар по внешней политике Хавьер Солана (Javier Solana) и комиссар по вопросам расширения ЕС Олли Рен (Olli Rehn), вне всякого сомнения, ухватятся за выводы главного прокурора международного трибунала Сержа Браммерца (Serge Brammertz). В ходе приватного ланча Браммерц скажет им то, что уже говорил публично: Сербия сотрудничает все лучше. Этого, заявят они, достаточно для того, чтобы Нидерланды и Бельгия сняли свои возражения против реализации предварительного соглашения, которое предшествует Соглашению о стабилизации и сотрудничестве. В результате Сербия получит право на существенную финансовую помощь и станет более привлекательной для зарубежных инвесторов.
Однако министра иностранных дел Голландии Максима Ферхагена (Maxime Verhagen), похоже, не очень-то волнуют выволочки, которые коллеги устраивают ему два раза в год. Он и его бельгийский коллега Карел де Гюхт (Karel De Gucht) заявят, что Соглашение о стабилизации и сотрудничестве надо подписывать не при условии улучшения сотрудничества, а при условии полного сотрудничества и взаимодействия. По словам Браммерца, два обвиняемых в совершении военных преступлений человека - а это бывший военный командир боснийских сербов Ратко Младич (Ratko Mladić) и хорватский серб Горан Хаджич (Goran Hadžić), находятся "в зоне досягаемости" сербских властей. Пока такая ситуация сохраняется, нельзя считать, что Сербия "сотрудничает полностью". Этих людей следует арестовать и передать в Гаагский трибунал.
У Ферхагена нет особых возможностей для смягчения своей позиции, поскольку голландский парламент единодушно поддерживает политику Нидерландов. Но и желания такого у него тоже нет. Справедливость и трезвый реализм говорят о том, что ЕС не должен колебаться и дрожать. Крайне важно, чтобы Сербия была готова играть конструктивную роль в регионе, и поэтому у нее должна быть перспектива для вступления в ЕС. Но если Сербии предъявить твердые условия, она в итоге вполне может измениться, и с изменившейся Сербией Евросоюзу будет гораздо проще жить в перспективе.
Но загнавшее себя в угол европейское большинство, наоборот, считает, что лучше как можно скорее направить Сербию на путь вступления. Оно опасается, что Сербия может вернуться к ультранационализму. Такая политика также основана на поддержке президента Бориса Тадича (Boris Tadić). Это своего рода геополитическая навязчивая идея, гласящая, что поступательное движение Сербии в направлении членства в ЕС является тем двигателем, который приведет в действие реформы на Балканах. Здесь также присутствует своего рода торгашеский элемент: появление в перспективе хороших возможностей для бизнеса. Как сказал один высокопоставленный дипломат из государства-члена ЕС, существует убежденность в том, что "Тадич это лучшее, что у нас есть".
По сути дела, Евросоюз готов отказаться от единственного оставшегося у него в руках рычага воздействия на Сербию, слепо надеясь на то, что Тадич будет реформировать страну в соответствии с нормами ЕС. Да, Тадичу следует отдать должное: он в последнее время добился в Сербии некоторого достойного восхищения прогресса. Но как и все политики, при выборе вариантов действий Тадич взвешивает издержки и преимущества. Издержки весьма велики, поскольку его оппонент Младич пользуется поддержкой в обществе. А господствующее среди членов ЕС мнение дает Тадичу одни преимущества безо всяких издержек. Поэтому выбор для него не труден.
Но издержки в виде условий доказали свою ценность. Вряд ли удалось бы арестовать и передать в руки Гаагского трибунала политического лидера боснийских сербов времен войны Радована Караджича (Radovan Karadžić), если бы не политика Голландии и Бельгии. Выдвинутые условия наверняка дали сербской элите хороший стимул для сотрудничества.
ЕС следует сохранять имеющиеся рычаги воздействия. Сейчас важен временной фактор: Международный трибунал по бывшей Югославии должен закончить свою работу в 2010 году. Если Младича арестуют в ближайшее время, его дело можно будет объединить с делом Караджича в уже идущем судебном процессе. Если его не арестуют, вполне возможно, что Гаагский трибунал закроется, так и не осудив Младича за совершенные преступления, которые просто чудовищны. Среди прочего, Младич обвиняется в геноциде и массовом уничтожении более чем 8000 мальчиков и мужчин из числа бошняков (боснийских мусульман) в Сребренице. Это самое страшное военное преступление в Европе со времен Второй мировой войны. Хаджич также разыскивается за преступления против человечности, которые он совершил в самопровозглашенной республике Сербская Краина в Хорватии.
Следовательно, отказавшись от выдвижения условий, ЕС рискует не только отсрочить, но и вообще отменить вынесение справедливого приговора Младичу, отказав, таким образом, в правосудии его многочисленным жертвам. Ни Голландия, ни Бельгия, как кажется, не намерены отходить от своей принципиальной позиции. И не должны. В их пользу говорят реализм и фундаментальные ценности.
Но повторение этой борьбы - весьма печальный факт, и он говорит не в пользу других членов ЕС, а также Совета министров Евросоюза и Еврокомиссии. Ибо, если бы существовала общая и единая позиция на основе весьма разумных требований голландцев и бельгийцев, вопрос можно было бы решить очень быстро. Но вместо этого ЕС и большинство его членов, видимо, намерены продолжать этот фарс.
Курт Бассенер - старший партнер глобальной инициативы за ответственность в продвижении демократии под названием "Совет политики демократизации" (Democratization Policy Council).
____________________________________________________________
Президент Хорватии предупреждает о начале нового конфликта на Балканах ("Spiegel", Германия)
Караджич жил под крышей ЦРУ ("Telegraf", Латвия)
На что и за что обречен Караджич? ("Украинская правда", Украина)