На этой неделе у Кремля разладились отношения с его предполагаемыми союзниками. Введенный Россией запрет на импорт белорусских молочных продуктов (под предлогом несоответствия техническим требованиям), вызвал резкую политическую реакцию со стороны Минска.
Ссылка на несоответствие техническим требованиям вызвала резкую политическую реакцию со стороны Минска. Президент Александр Лукашенко отказался прибыть в Москву на саммит Организации Договора о коллективной безопасности, более того, Минск объявил все решения саммита, включая достигнутое его участниками соглашение о создании коллективных сил быстрого реагирования, не имеющими силы в связи с отсутствием на встрече Белоруссии.
Конфликт между Москвой и Минском продолжает набирать обороты. В ответ на демарш Белоруссии, Россия готовит новую атаку на Лукашенко. На сей раз, она планирует использовать свой контроль над поставками газа - метод уже опробованный на Украине. Москва утверждает, что Белоруссия в этом году задолжала за поставленный газ. В первом квартале 2009 года, Москва подняла цену за 1000 кубометров природного газа со 128 до 210 долларов. Со своей стороны Минск продолжает платить по прежним тарифам. В результате Москва считает, что Белоруссия должна России более 70 миллионов долларов.
В какой-то момент Кремль, казалось, снизил цену до 150 долларов, но чтобы наказать непокорного Лукашенко вскоре опять вернулся к 210, что может стать сокрушительным ударом для Белоруссии.
Лукашенко, по-видимому, не намерен сдаваться. На следующий день Минск объявил, что он может ввести на российской границе таможенный и пограничный контроль. Это фактически означает конец проекта объединенного государства. Лукашенко определенно ищет поддержки Европейского Союза в противостоянии с Москвой, и рассчитывает на то значение, которое Кремль придает в вопросе сдерживания НАТО геополитическому положению Белоруссии и ее военному потенциалу. Вне зависимости от исхода противостояния с Минском, Москва очевидным образом теряет своего главного и единственного союзника в Восточной Европе.
Кроме того, у Кремля начались серьезные проблемы с руководством Германии, которое раньше поддерживало действия России в Центральной Европе - в первую очередь проект строительства газопровода 'Северный поток'.
На прошлой неделе германское министерство обороны неожиданно начало возражать против строительства трубопровода, заявив, что он пройдет слишком близко к его морскому полигону близь острова Рюген. Против строительства 'Северного потока' возражают также правительства Польши, Эстонии, Финляндии, Швеции и Литвы, ссылаясь на ущерб, наносимый им экологии.
На прошлой неделе Москву посетил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), ранее считавшийся, как и его коллега по СДПГ бывший канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) одним из самых стойких сторонников 'Северного потока'. На этот раз он был более осторожен в заявлениях. Неудача немецких социал-демократов на выборах в Европарламент ослабляет их позиции на национальных выборах, которые должны пройти осенью. Это заставляет лидеров СДПГ, включая Штайнмайера, дистанцироваться от непопулярного проекта, несмотря на давление со стороны Кремля и 'Газпрома'. В своем публичном выступлении в Москве немецкий министр довольно критически отозвался о позиции, занятой Москвой в отношениях с Соединенными Штатами, и порекомендовал Кремлю активнее идти на встречу предпринимаемым президентом США Бараком Обамой попыткам улучшить отношения.
Таким образом, опасения по поводу выборов заставляют лидеров СДПГ начать политическую игру, которая вряд ли понравится Москве. Кремль теперь не может рассчитывать на их всестороннюю поддержку и это ослабит его позиции в преддверии июльской встречи Медведева и Обамы и саммита 'Большой восьмерки' в Италии.
Перемена Россией позиции в вопросе о ВТО также не поможет ей завоевать друзей в этой организации. Решение Москвы отозвать заявку о сепаратном членстве в ВТО, и начать переговоры о вступлении в нее в формате таможенного союз с Казахстаном и Белоруссией стало для ее партнеров громом среди ясного неба. Всего за неделю до этого российские дипломаты активно вели переговоры о вступлении России в ВТО со своими западными коллегами, ни слова не говоря о кардинальном изменении формата. Им даже удалось добиться от США некоторых уступок и гарантий, а от ЕС поддержки российской заявки.
Подобный резкий поворот поставил под сомнение надежность обещаний Москвы и искренность ее намерения присоединиться к ВТО в ближайшее время. Сейчас, когда отношения между Москвой и Минском непредсказуемы и конфликтны, Запад задается вопросом о том, возможна ли общая политика России и Белоруссии на переговорах по ВТО. Судя по всему, новая позиция Москвы отодвинула ее вступление в ВТО на неопределенный срок.
__________________________________________________________
Причины и последствия молочной 'войны' ("Voice of America News", США)