Хотя все кандидаты в рижские мэры в своих предвыборных речах и утверждали, что намерены заниматься главным образом хозяйственными вопросами, минувшие выборы в Рижскую думу стали главным политическим событием этого года. И в ходе, и в результате этих выборов было установлено немало рекордов.
Рекорд скромности
Впервые за многие годы традиционное ночное ожидание итогов голосования почти у всех партий проходило скромно, без особого размаха. Партийное руководство предпочитало ожидать результатов в своих штабах. Тогда как раньше под это дело снимали целые рестораны. В этом году только Айнар Шлесерс позволил себе пафосное мероприятие в отеле 'Ридзене'. И то, по отзывам очевидцев, большого накрытого стола не было.
Руководство объединения 'Центр согласия' вопреки своему названию разделилось на две группы - 'Новый центр' ел паэлью в заведении мексиканской кухни в центре города, а ПНС отправилась куда подальше - в пурвциемский отель. Туда мало кто из журналистов добрался, поэтому о меню информация поступала противоречивая. Но известно, что вина было много, а закуски - холодные.
Все остальные пережидали первый подсчет голосов в своих рабочих помещениях с традиционными пирожками и салатами. Почему-то на партийных столах совсем отсутствовали гигантские крендели, ранее служившие предметом восхищения всех журналистов.
Только у 'Гражданского союза' был замечен клубничный торт с лозунгом 'Вместе мы сила'. А партия 'ТуБ'/ДННЛ вообще ничего не ела - очевидно, не было аппетита. И то сказать, ни экономический, ни политический кризис аппетиту не способствует.
Рекорд количества партий
В результате выборов пал еще один рекорд - впервые в Рижскую думу прошли всего четыре партии. Это необычно мало. В предыдущую думу, например, попали представители восьми партий. Латышская пресса утверждает, что нынешнее количество партий в Рижской думе вообще самое маленькое за всю историю городского самоуправления начиная с 20-х годов.
Но все сходятся на том, что это хорошо. Меньше партий - больше возможности договориться. И больше порядка.
Рекорды 'ЦС'
Объединение 'Центр согласия' побило латвийский рекорд по количеству голосов, полученных на выборах. За них проголосовали 34 процента избирателей. Предыдущий рекорд - 32 процента - принадлежал партии 'Латвийский путь' и был установлен на выборах в Сейм в 1993 году.
Кроме того, если представитель 'ЦС' будет выбран мэром, падет еще один рекорд. Русского градоначальника в Риге не было с 1861 года, а если вести отсчет городских голов с 1878 года, как это делает Рижская дума, то получается, что вообще никогда. Были немцы, англичане, итальянцы, поляки, латыши. А русских не было.
Рекорд технологический
Впервые в латвийской истории на этих выборах в Рижскую думу были использованы американские предвыборные технологии. Речь идет, конечно же, о предвыборной кампании Айнара Шлесерса.
Его выступление в Arзna Rоga с торжественным взмыванием к небесам навсегда войдет в историю. Агрессивная реклама, формирование культа личности, противопоставление себя всем другим кандидатам - такого у нас еще не было.
Рекорды партийные
Впервые в Рижской думе не будут представлены партии 'ТуБ'/ДННЛ и 'ЗаПЧЕЛ'. Некоторые латышские журналисты уже поспешили назвать их сладкой парочкой.
Действительно, в судьбе этих двух организаций просматривается что-то общее. И та, и другая оказались оттеснены родственными партиями со схожей программой и перебежчиками. Это еще раз свидетельствует о том, что на все партии в стране не хватает электората.
Но на самом деле 'ТуБ'/ДННЛ и 'ЗаПЧЕЛ' вовсе не зеркальные близнецы, как их хотят представить. Тэбэшники много лет находились у власти, в том числе и в столице. А 'пчелы' мало того, что все время сидели в оппозиции, так еще и многие сочувствующие им люди не имеют гражданства и не могут поддержать их своими голосами.
Рекорд национальный
Успех на выборах и 'Центра согласия', и ЛПП/'ЛЦ' вполне можно было предсказать. Но совершенно неожиданно на второе место по результатам голосования выбралась партия 'Гражданский союз'. Что можно считать главным партийным успехом на этих выборах.
'Гражданский союз' был основан всего год назад - в апреле 2008-го. В него вошли раскольники, покинувшие партии 'ТуБ'/ДННЛ и 'Новое время'.
Причем сбежавшие из 'НВ' были еще и клятвопреступниками - они в церкви перед алтарем клялись вечно служить своей партии.
Казалось бы, подобных партий, созданных из осколков других, немало. И никогда они не преодолевали пятипроцентного барьера. А вот 'Гражданский союз' сразу начал прирастать членами. Что, конечно, можно объяснить популярностью в латышском народе его руководителей - Сандры Калниете и Гирта Валдиса Кристовскиса.
Оба прославились не какими-то конкретными делами, а прежде всего эмоциональными высказываниями. Не случайно Калниете - автор знаменитой книги про Сибирь и белые тапочки, переведенной на многие языки, а Кристовскис с 1987 года публиковал свои стихи в газете Ventas Balss под псевдонимом мirts Vзls.
В остальном же это обычная национальная партия, несущая родовые черты всех своих предшественниц. Тут в очередной раз проявился феномен латышского избирателя - голосовать за новую политическую организацию. А вдруг эти будут лучше.
Латыш, объединяйся!
Понятно, что 'Гражданский союз' так поднялся, потому что отобрал голоса и у тэбэшников, и у 'Нового времени'. Кстати, у 'ТуБ'/ДННЛ была крайне неудачная реклама - со всех плакатов мэр Биркс грозил рижанам кулаком.
Объяснимо поражение Народной партии: им не могут простить кризис, крах теории 'жирных лет' и излишнюю самоуверенность. НП повторила судьбу 'Латвийского пути' - те тоже думали, что будут у власти всегда.
Интересно, что многие латышские избиратели набросились с нападками на не прошедшие в думу мелкие партии и особенно на 'Все - Латвии'. Стоило ее руководителю Райвису Дзинтарсу в своем блоге на сайте 'Диены' поблагодарить своих сторонников, так его тут же принялись упрекать в том, что он отнял голоса у больших латышских партий и тем самым увеличил шансы на победу Ушакова и Шлесерса.
В латышской прессе снова звучат призывы к объединению всех патриотических партий, чтобы не допустить русской угрозы и вслед за 'русской Ригой' не получить и 'русскую Латвию'. Впрочем, такие призывы звучат давно, но поскольку каждый хочет быть в таком объединении главным, пока ничего не получается.
________________________
Мы проснулись в другой Риге? ("Час", Латвия)
Ушаков. Кто же еще? ("Час", Латвия)