Уже два года я еженедельно пишу реплики в Neatkariga. Делаю это с одной целью - призываю задуматься и иначе посмотреть на вещи, которые иногда становятся шаблонными и охваченными стереотипами.
Зачастую я провокационен, чтобы таким образом еще больше способствовать дискуссии. Но тезисы этой недели о 14 июня и 17 июня удивили меня самого. (14 июня в Латвии отмечается День памяти жертв сталинских депортаций 1941 года. 17 июня - День оккупации; в 1940 году в этот день в Балтию вошли советские войска - прим. переводчика).
Начну с 17 июня. Пусть историки спорят, что это было - оккупация или аннексия. Но, по сути, это был день, когда изменился государственный строй.
Сегодня еще не прошло 20 лет с момента восстановления независимости, однако большая часть жителей Латвии хочет повторения аналогичных событий. Речь не о русских и русофилах, и речь не о российской оккупации или восстановлении советского строя. Речь о рядовых гражданах, которые считают, что апокалипсис в любой его форме, включая революцию или оккупацию государства, это единственный выход, чтобы избавиться от ига долгов на протяжении многих десятков лет.
Нынешняя ситуация мне кажется даже опаснее, чем 17 июня 1940 года. Хотя сейчас у нас и уменьшились внешние угрозы безопасности, но зато существенно сократилось количество сторонников этого государства и его теперешнего строя. Еще никогда жители Латвии так сильно не хотели, чтобы их кто-то оккупировал. Это звучит вроде бы в шутку, но и в шутке бывает только доля шутки.
Еще более ужасающие тезисы у меня возникли в связи с 14 июня. Так совпало, что нынче именно перед этой датой я был Друскининкяе, где посетил парк памятников советского времени. Там сохранены памятники тем, кто в свое время депортировал литовцев, с приложением описания тех жутких событий.
Я ни в коем случае не оправдываю депортации, однако надо признать, что они выполнили актуальную на то время для советской власти цель, и это, разумеется, преступно и бесчеловечно. Модель советского общества в странах Балтии могла работать только при условии изоляции непригодных для нее людей - предпринимателей, интеллигенции, а также политических и общественных деятелей. Ведь невозможна равноправная совместная работа и сосуществование бывшего подсобного рабочего со своим прежним хозяином
Но что делать сегодня, чтобы создать в Латвии более приемлемое для нас самих общество? Есть ли в нынешних условиях другие пути, кроме как вывезти всех продажных политиков, циничных чиновников, олигархов, взяткодателей и взяточников? Вот этот ужасающий тезис...
Способна ли наша современная так называемая латвийская элита измениться без такой депортации? И продолжение ужасающего тезиса - действительно ли политическая элита Латвии должна ощутить прямую угрозу, чтобы она смогла измениться?
____________________
Штык в землю ("Telegraf.by", Белоруссия)
Цель Латвии ("Delfi", Латвия)