Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В условиях перемен на Ближнем Востоке Израиль обращается к России

В условиях перемен на Ближнем Востоке Израиль обращается к России picture
В условиях перемен на Ближнем Востоке Израиль обращается к России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Непримиримость нового министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана встревожила администрацию Обамы. Но Москва ничуть не обеспокоена. Либерман - иммигрант из бывшего Советского Союза, и тот необычайно теплый прием, который был оказан ему в июне в России со стороны высших должностных лиц, включая Владимира Путина, может быть знаком грядущих событий.

Москва. Непримиримость нового министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана встревожила администрацию Обамы. Но Москва ничуть не обеспокоена. Либерман - иммигрант из бывшего Советского Союза, и тот необычайно теплый прием, который был оказан ему в июне в России со стороны высших должностных лиц, включая Владимира Путина, может быть знаком грядущих событий.

Разумеется, невозможно сказать, какая часть этой сердечности была предназначена для телекамер. Однако визит Либермана дал представление о том, как Израиль и Россия пытаются формировать свою политику в условиях крайней нестабильности на Ближнем Востоке, проявляющейся, прежде всего, в израильско-палестинском противостоянии и в Иране, где самой яркой ее иллюстрацией стали бурные выборы и уличные протесты.

Новое правительство Израиля озвучило свои сомнения относительно новой политики Соединенных Штатов по обоим вопросам, поэтому визит Либермана логично считать тактическим приемом - пользуясь своими связями в России, он хочет дать понять, что Израиль может стать менее зависимым от Соединенных Штатов и обратиться за поддержкой к Москве.

Даже если это всего лишь блеф, сделанный им акцент на отношения с Россией - которая сама стремится играть более значимую роль на Ближнем Востоке - добавляет еще один элемент к списку происходящих в регионе сдвигов. Все эти перемены можно в какой-то мере связать с реакциями на заявленное намерение Обамы улучшать отношения с арабским и мусульманским миром путем дипломатии и требовать от Израиля не расширять поселения на Западном берегу.

'Мы хотели бы добавить некое разнообразие в нашу внешнюю политику, - заявил по возвращении Либерман израильскому русскоязычному телеканалу. - И, конечно, Россия является ключевым игроком'.

Либерман подчеркнул, что он против ослабления фундаментальных связей Израиля с Соединенными Штатами.

На самом деле, маневры последних недель порой выглядели как бой с тенью. Теперь, когда вашингтонская администрация нацелена на дипломатию, а иерусалимская - на конфронтацию, различные региональные игроки стараются тем или иным образом испытать друг друга, чтобы увидеть, насколько изменились позиции.

Кремль надеется воспользоваться этим периодом для того, чтобы укрепиться на Ближнем Востоке и бросить вызов американскому господству в регионе. Если у него будут хорошие отношения как с израильтянами, так и с арабами, то он сможет более уверенно выступать в роли честного посредника. Кроме того, он планирует стать спонсором конференции по Ближнему Востоку в Москве.

Либерман, похоже, чувствовал себя здесь превосходно - не только потому, что он говорит по-русски, но и потому, что нашел общий язык с российским руководством. По мнению аналитиков, обе стороны отстаивают жесткое применение силы государства, а также решительный национализм и готовность действовать против исламского экстремизма методами, которые на Западе воспринимаются как чрезмерные.

Например, Либерман, олицетворяющий правые взгляды многих иммигрантов из бывшего Советского Союза, призвал арабов - граждан Израиля дать присягу на верность государству. Кремль недавно создал комиссию по борьбе с тем, что он определяет как попытки фальсифицировать историю в ущерб интересам России.

Татьяна Карасова, заведующая отделом Израиля московского Института востоковедения, говорит, что Путин и Либерман нашли общий язык, так как оба они 'государственники' - этим русским словом обозначается политик, ценящий обладание государственной властью. 'Путин, как государственник, действительно может понять другого государственника - такого, как Либерман', - заявила она.

Хотя Советский Союз был одним из первых государств, признавших Израиль после его основания в 1948 г., позже, в годы 'холодной войны' он стал верным союзником арабских стран - Египта, Сирии и Ирака, и советские евреи подвергались всесторонней дискриминации. Но после распада CCCР отношения России с Израилем постепенно улучшались, и одна из причин этого - миллион иммигрантов, переехавших в Израиль из Советского Союза (сам Либерман эмигрировал из Молдавии в конце 1970-х).

Россия и Израиль отменили визовый режим, и теперь российские туристы наводняют Израиль, а в обратном направлении охотно едут израильские менеджеры. Благодаря иммиграции, Россия, возможно, имеет более прочные человеческие связи с Израилем, чем Соединенные Штаты.

В то же время Россия сохраняет важные дипломатические и деловые интересы в арабских странах и в Иране, которым она не хочет навредить. Вопреки возражениям Израиля, она ведет переговоры с движением ХАМАС, контролирующим Сектор Газы, и фундаменталистами 'Хезболлы' в Ливане.

Кроме того, Россия строит атомную электростанцию в Иране и гораздо менее охотно, чем Вашингтон, готова применять санкции, чтобы предотвратить создание Ираном ядерного оружия. По этому вопросу Россия расходится с Израилем, и, по крайней мере, в настоящее время не похоже на то, что Либерману удалось убедить Кремль предпринимать более активные действия в отношении Ирана.

И все же Либерман, похоже, считает, что у него больше шансов уговорить Москву, чем у любого другого израильского политика.

'Я рад, что на такие высокие должности в Израиле назначаются люди, которые не понаслышке знают, что такое наша страна, - заявил Путин Либерману. - Я очень рассчитываю на то, что это будет дополнительным стимулом для выстраивания отношений между Россией и Израилем'.

Аналитики указывают и на другой аспект зарождающихся дружественных отношений: и Кремль, и израильские правые недовольны тем, как их воспринимают в Соединенных Штатах и Европе.

'Если взглянуть на всю критику со стороны Запада по поводу проблемы Чечни, то она очень похожа на то, в чем обвиняют правительство Израиля, - говорит Дмитрий Бабич, политический обозреватель государственного информационного агентства в Москве. - Даже термины используются те же - непропорциональное применение силы, слишком большой 'побочный ущерб' и т д. Они чувствуют, что Запад не понимает, насколько сложны эти проблемы'.

Сам Либерман тоже упомянул об этом совпадении. 'Россия более, чем кто-либо, знакома с террором, - сказал он. - Россия сама страдает от применения к ней двойных стандартов'.

__________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме