Стоит власть предержащим западного мира разъехаться в отпуска или на праздничные каникулы, как в Восточной Европе начинаются неприятности. В августе прошлого года Россия вторглась в Грузию. На рождественские каникулы газовая ссора Москвы с Украиной заставила миллионы европейских потребителей дрожать - если не от настоящего холода, то от страха уж точно. А аккурат под Пасху (по грегорианскому календарю) в Молдове начались акции протеста из-за подтасовки выборов.
Какие новые поводы для расстройства принесет нам нынешнее лето, можно лишь гадать. Нельзя исключать, к примеру, новой войны в Грузии. Крым по-прежнему представляет собой 'пороховую бочку' - взрывоопасную смесь военных и этнических интересов. В отношениях Кремля с традиционно сговорчивым режимом в Минске наступило необычное похолодание. В общем, автору этих строк придется регулярно подзаряжать свой BlackBerry и оставлять его у кромки бассейна, когда вздумается поплавать.
Впрочем, что бы ни спровоцировало кризис этим летом, одно можно сказать с уверенностью: США среагируют на него четче и оперативнее, чем Евросоюз. Не далее как на прошлой неделе мы убедились в этом со всей наглядностью - когда президент Барак Обама (при всей своей занятости иранским и северокорейским вопросами, реформой системы здравоохранения и прочим 'пустячками') выкроил время для внеплановой встречи с президентом Эстонии Томасом Хендриком Ильвесом (Toomas Hendrik Ilves). Отчасти она стала вознаграждением эстонцам за их невоспетый героизм в Афганистане (солдаты из этой страны гибнут и получают увечья, в то время как храброе воинство большинства других натовских стран старается держаться подальше от зоны боевых действий). Несомненно свою роль здесь сыграли и личные качества смекалистого и язвительно-остроумного Ильвеса - американского любимчика среди восточноевропейских политиков. В то же время встреча играла роль косвенного сигнала Москве: 'перезагрузка' - конечно, полезная процедура, позволяющая сдвинуть с мертвой точки переговоры по таким вопросам, как контроль над ядерными вооружениями, но она не означает отказа Вашингтона от поддержки 'прифронтовых государств' на восточной границе НАТО.
Активная, продуманная до деталей позиция США резко контрастирует с довольно вялыми телодвижениями ЕС в восточноевропейском регионе. В недавно опубликованном докладе аналитического центра под названием Европейский совет по международным отношениям (European Council on Foreign Relations) убедительно показано, как ЕС благодушно проматывает свой политический капитал и проигрывает России на пространстве шести государств, охватываемых новой программой 'Восточное партнерство' - Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины. Теоретически позиции ЕС в этих странах выглядят совершенно 'неприступными'. По объему товарооборота с пятью из шести государств (исключение составляет Беларусь) ЕС превосходит Россию. Таким образом, времена, когда Кремль обладал экономической гегемонией на постсоветском пространстве, ушли в прошлое. Кроме того, демократия и благосостояние, царящие в странах Евросоюза, существенно усиливают его потенциал 'мягкого влияния': даже самая отдаленная перспектива вступления в Союз выглядит куда весомее, чем участие в расплывчатых кремлевских проектах вроде Евразийского экономического сообщества, по-прежнему остающегося в зачаточном состоянии, или Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Так, Минск недавно отказался участвовать в важном саммите ОДКБ из-за острой ссоры с Москвой относительно таможенных барьеров на импорт белорусских продуктов питания.
Тем не менее реализация Восточного партнерства идет из рук вон плохо. Инициированная на саммите в Праге в период неудачного председательства Чешской Республики в ЕС, эта программа не дает ощутимых результатов. Из лидеров крупнейших стран Союза приехать на ее 'крестины' потрудилась лишь германский канцлер Ангела Меркель. Кстати говоря, Германия входила в число тех государств, чьими усилиями важнейший элемент 'пакета' стимулов в рамках партнерства - либерализация визового режима - был размыт оговорками почти до бессмыслицы.
Пока ЕС топчется на месте, шесть стран-участниц 'партнерства' страдают от плохого управления, экономического спада, и подвергаются неослабному давлению со стороны России, отмечают авторы доклада. Вот только один пример: в этих государствах большой популярностью пользуются российские СМИ, особенно телевидение, неустанно пропагандирующие точку зрения Кремля. Что же касается СМИ стран ЕС, то они на ситуацию практически не влияют.
При возникновении кризисов ЕС реагирует с запозданием и слабо. Европейский совет по международным отношениям рекомендует Брюсселю назначить в страны региона высокопоставленных представителей с реальными полномочиями, которые могли бы уделять их проблемам достаточно времени и энергии (только не в период отпусков, конечно).
___________________________________________________________
Стратегическое одиночество ("The World Today", Великобритания)
Протянуть руку Восточной Европе ("The Wall Street Journal", США)