Беларусь не раз участвовала в экономических войнах с Россией, но когда Кремль выставил на бой главного санитарного инспектора, стало ясно, что ставки в игре выше, чем обычно. Похоже, что Москва хочет головы белорусского президента Александра Лукашенко, и готова сделать все, что в ее силах, чтобы предотвратить разворот Беларуси в сторону Запада.
Молочная война между Беларусью и Россия, продлившаяся чуть больше недели, началась самым странным манером. В прошлом, причиной для конфликтов был отказ Кремля удовлетворить ненасытные аппетиты Лукашенко, требующего новых кредитов или экономических субсидий. В этот раз, однако, именно российский премьер-министр Владимир Путин приехал в Минск 28 мая и предложил стабилизационный кредит на сумму в 500 миллионов долларов при одном-единственном условии - что кредит будет выдан в российских рублях. Минск увидел в этом знак того, что Россия хочет укрепить экономическую зависимость Беларуси от Москвы и сделал неслыханное: отказался взять деньги.
Российские чиновники были в гневе. Заместитель Путина Алексей Кудрин заявил, что Беларусь может обанкротиться к концу года, и что ее независимость может оказаться слишком неподъемным грузом для братского государства. В этот момент в игру вошел Международный валютный фонд, который почти мгновенно добавил миллион евро к стабилизационному кредиту, который был одобрен для Беларуси перед новым годом.
Тот факт, что Беларусь сегодня является объектом геополитического соперничества, неоспорим.
И это было не единственным неуважением, высказанным России. Во время визита Путина Россия также выразила заинтересованность в приватизации некоторых основных молочных производителей Беларуси. В ответ белорусское правительство почти немедленно приступило к переговорам с ЕС о сертификации белорусских молочных стандартов в соответствии с европейскими нормами.
Ответом России стала командировка санитарных инспекторов во главе с печально известным Геннадием Онищенко, который ответственен за запреты на импорт польского мяса, молдавского вина, латвийских шпрот и грузинской минеральной воды. В соответствии с традицией, Онищенко посоветовал Москве запретить ввоз всех белорусских молочных продуктов, заявив, что у них отсутствует необходимая сертификация, а российские дикторы заявили в новостях, что белорусские молочные продукты могут быть опасны для здоровья.
Любопытный наблюдатель мог бы поинтересоваться, почему Россия так долго терпела подобный источник опасности и не следует ли привлечь к ответственности тех самых санитарных инспекторов, которые подвергали опасности здоровье россиян. Но когда 15 июня был достигнут компромисс, все как-то разом позабыли беспокойство по поводу сертификатов и здоровья. Москва, похоже, была удовлетворена тем, что Беларусь согласилась значительно уменьшить экспорт своих молочных продуктов в Россию (в пересчете на душу населения Беларусь производит в три раза больше молока, чем Россия, и экспортирует в Россию половину своей молочной продукции).
Эта продуктовая война может оказаться не последней. Россия уже ввела де факто запрет на продажу рыбы, произведенной в Беларуси, а в российской прессе уже идут разговоры о новой 'газовой войне' по аналогии с четырехдневным противостоянием, которое случилось в январе 2007 года. 'Газпром' уже обнаружил долг в 200 миллионов долларов, который Беларусь должна уплатить немедленно.
Требуется: голова Лукашенко
Москва не скрывает своего желания сместить Лукашенко: в разговорах с прессой источники в российском правительстве дали понять, что Лукашенко 'засиделся' в президентском кресле.
В ответ на этот вызов Лукашенко зашел так далеко, как никогда не заходил до этого. Он приказал восстановить пограничный контроль с Россией - этот приказ имеет глубокое политическое и символическое значение, потому что он начал свой президентский срок (в 1994 году), приказав сломать пункты пограничного контроля на границе с Россией. Лукашенко также проигнорировал встречу Организации коллективного договора безопасности (ОКДБ), прошедшую на прошлой неделе), заявив, что Россия подрывает безопасность белорусского государства. Этот шаг стал тем более эффектным, что Беларусь как раз является текущим председателем организации.
Лукашенко знает, что делает. Перспектива пограничного контроля на границе с Белорусью и скрытый страх того, что в один прекрасный день Лукашенко откроет свои объятия НАТО и приведет войска альянса на расстояние 300 километров из Москвы, до сих пор были достаточно страшным кошмаром, чтобы Кремль соглашался удовлетворить все капризы Лукашенко. Лукашенко также протянул дружескую руку Западу. Во время молочной войны Беларусь посетила делегация немецкого министерства экономики, которая заявила, что Германии поможет белорусским компаниям получить европейские кредиты и внедрить европейские стандарты, что поможет стране увеличить объемы экспорта на Запад. В этот понедельник (22 июня), представитель Еврокомиссии по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner) посетила Минск по личному приглашению Лукашенко. Всего лишь три месяца назад Лукашенко унизил ее, срочно улетев в Ереван в день ее предполагаемого приезда в Минск.
Так, почему же Россия так заинтересована в Лукашенко сейчас? Очевидными ответами являются 'Европейское партнерство', созданное ЕС в мае, а также отказ Лукашенко признать независимость Абхазии и Южной Осетии. В глазах Кремля, разворот Беларуси в сторону Запада подтверждает уверенность в том, что Лукашенко готов отказаться от или поменять свои геополитические привязанности в любой, подходящий для него, момент.
Что касается Лукашенко, то он обеспокоен своей собственной судьбой. Прошлогодняя война в Грузии показала ему, что он не может рассчитывать на Россию в вопросах своего политического выживания, а также, что полная зависимость от Кремля рано или поздно прекратит его политическую карьеру. Представьте себе, например, что произошло бы, признай он независимость Абхазии и Южной Осетии: они бы немедленно подали заявку на членство в слабом и аморфном Союзном государстве России и Беларуси, и пророссийский блок из трех государств смог бы учредить институциональные рамки, способные поглотить Беларусь.
Таким образом, в основе конфликта между Лукашенко и Москвой лежит неразрешенный антагонизм. Лукашенко не стал тем, кем его хотела бы видеть Москва, - изолированным правителем, единственным вариантом действий которого стала бы передача своей страны России. Вместо этого, он превратился в камень преткновения для планов Москвы укрепить свой контроль над Беларусью. Что касается самого Лукашенко, он оказался в позиции, где не может пойти на уступки, которые углубят экономическую, военную и денежную интеграцию с Россией, потому что это поставит его в уязвимое положение.
Дорога к политическому выживанию
Итак, Лукашенко без оглядки убегает от Москвы в сторону Европы, чтобы спасти свою политическую карьеру. Но что он может сделать? Он может уцелеть на некоторое время, благодаря соперничеству различных геополитических спонсоров. И у Лукашенки есть нечто, что заставляет Россию зависеть от него - Беларусь является ключевым транзитным государством для российских энергетических трубопроводов. Но когда Россия закончит постройку нефтепровода БТС-2, которую она начала 10 июня и планирует закончить в 2012 году, это последнее преимущество исчезнет, потому что Россия сможет поставлять свои энергоресурсы в обход Беларуси. Таким образом, у Лукашенко есть два или три года, за которые ему необходимо сделать белорусскую экономику жизнеспособной, переориентировать ее торговлю, привести в страну инвестиции и улучшить конкурентоспособность изношенной промышленности. Ему необходимо начать экономическую модернизацию и реформы, что может повлечь за собой беспрецедентные политические и социальные издержки.
Что более важно, однако, это то, что ему необходимо вновь доказать свою легитимность. Беларусь, которую в свое время продвигали как аванпост советской гордости, островок стабильности и 'лучшее место для жизни россиян, чем сама Россия', должна определить себя как страну и нацию, которая не только может, но и должна, выжить вне объятий Большого брата. Лукашенко придется объяснить белорусам, почему у них появились новые враги и новые друзья, почему страна, которая в свое время гордилась тем, что не следует за цивилизованным миром, теперь отдается на милость 'мирового правительства' - именно так он называл ЕС, НАТО и МВФ. Сделает ли он это?
Скорее всего, да, если он считает, что это - единственный способ гарантировать свое политическое выживание и личную безопасность. Если Беларусь вступит на этот путь вынужденных изменений и модернизации, нет никого, кроме ЕС, кто мог бы стать главным внешним партнером, гарантирующим подобные изменения. Евросоюз, в свое время беспомощный перед лицом нарушений Лукашенко, неожиданно обнаружил, что у него есть власть и рычаги влияния на белорусского президента.
Евросоюз должен использовать эти рычаги мудро и постепенно. Политические условия следует выдвигать осторожно, особенно на первых порах, но Брюссель должен четко дать понять, что любая помощь Лукашенко из Европы будет обусловлена полным и необратимым отказом от политических репрессий. Экономическая помощь должна быть обусловлена настоящими рыночными реформами, включая те области, где реформы будут особенно болезненными. И ЕС должен быть готов поделиться своим опыт и экспертизой в тех областях, которые особенно важны Беларуси, например, в трансформации маленьких индустриальных городов, отягощенных громадным промышленными конгломератами в советском стиле.
Конечно, подобная помощь не может быть безусловной. Взаимодействие не должно включать в себя спасение тирании. Но у Европы более нет необходимости выбирать между реалистичной политикой (realpolitik) в немецком стиле и чрезмерной и жесткой обусловленность. Немцы могут быть правы, утверждая, что сегодня 'перемены через присоединение' - это наилучший выбор, но реальность, которой нельзя избежать, состоит в том, что разворот Беларуси в сторону Запада потребует определенной интеграции, включая применение политических стандартов.
Таким образом, настоящим выходом станет диалог по поводу формы, временных рамок и гарантий политических преобразований, который позволит обеспечить интеграцию Беларуси в Европу. Евросоюз мог бы, к примеру, предложить грандиозный план согласованных политических изменений и постепенных экономических преобразований в контексте европейской интеграции. Сейчас самое время сделать такое предложение.
Кое-кто может сказать, что перспектива того, что Лукашенко приведет Беларусь в Европу, звучит слишком дико, чтобы это стало реальностью. Десять лет назад было не менее дико верить, что когда-нибудь он восстановит пограничный контроль с Россией и станет дружить с МВФ.
Виталий Силицкий возглавляет Белорусский институт стратегических исследований, базирующийся в Вильнюсе
____________________________________________________________
Россия снимает запрет на импорт молочных продуктов из Белоруссии ("The New York Times", США)
Белоруссия: Лукашенко грозит Кремлю "новой Чечней" ("Le Monde", Франция)
Россия теряет союзников ("The Heritage Foundation", США)