Линии геополитических разломов на Кавказе прошли через Грузию, а на Балканах - через Косово.
Внезапное вето, наложенное членом Совета безопасности ООН Россией и фактически положившее конец наблюдательной миссии ООН в отколовшемся от Грузии регионе Абхазия, а также усугубившее состояние неопределенности в бывшей югославской провинции Косово, ставит перед мировым сообществом новые напряженные споры в то время как всеобщее внимание сфокусировано на иных делах.
В случае с Грузией ясно, что Россия последовательно прощупывает свое 'ближнее зарубежье', то есть независимые государства, ранее бывшие сатрапиями Советского Союза.
Еще не осела пыль, поднявшаяся в результате разгоревшейся прошлым летом войны между центральным правительством Грузии и пользующимися поддержкой России отколовшимися регионами, Абхазией и Южной Осетией.
Русские захотели прогнать международных наблюдателей и воспользовались своим правом вето в Совете безопасности, чтобы положить конец работавшей пятнадцать лет наблюдательной миссии ООН. Также Кремль заблокировал попытку отправить наблюдателей от Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) в Южную Осетию.
На практике это означает, что Грузия теперь останется одна, и почти никто не будет видеть происходящее. Также это говорит о медленном, но неукротимом возвращении Москвы в свою бывшую сферу влияния.
Министерство иностранных дел Грузии недвусмысленно предупреждает:
'Вето Росси станет причиной роста нестабильности и дальнейших нарушений прав человека в оккупированных регионах Грузии; кроме того, уничтожен последний международный инструмент сдерживания не поддающегося контролю военного присутствия России в оккупированных регионах Грузии'.
Возможно, Государственный департамент США, открыто выступающий в поддержку территориальной целостности Грузии, попался в расставленную Москвой ловушку. США и Европейский союз спешно искали выход, а Россия, активно восстанавливающая свою сферу влияния, обошла их на повороте.
Ситуация с Косово - совершенно иная. Албанско-мусульманское большинство страдало под гнетом постоянно ужесточавшегося белградского режима, а в перспективе у них были этнические конфликты и дискриминация со стороны правящего югославского государства.
При режиме Милошевича репрессии стали причиной восстания 1999 года, и тогда проводившиеся сербами этнические чистки и насильственные перемещения населения закончились только благодаря военному вмешательству НАТО.
И хотя мандат ООН был выпущен еще в 1999 году, некогда всесильная группировка УНМИК резко сократила свою численность и по факту передала все свои полномочия Европейскому союзу. Впрочем, военные НАТО из группировки КФОР продолжают обеспечивать безопасность всех этнических групп.
В феврале 2008 года Косово в одностороннем порядке провозгласило независимость от Сербии. Министр иностранных дел Сербии Вук Еремич недавно сказал Совету безопасности так:
'Сербия никогда и ни при каких обстоятельствах, ни прямо, ни косвенно, не согласится с односторонним объявлением албанскими властями нашей южной провинции... здесь мы не уступим никогда'.
Однако, как предупредил Еремич, 'это стало проверкой мировой значимости. Если это стерпят, это откроет двери к тому, чтобы оспорить территориальную целостность любого государства - члена ООН'.
В данном случае законодательной базой для полиэтнического решения стала резолюция Совета безопасности ООН номер 1244, выпущенная в 1999 году.
Сербия разрушила себя сама и пожинает плоды своих жестоких действий в Боснии, Хорватии и Косово. Даже сейчас генерал Ратко Младич, серб, осужденный за военные преступления, находится в Сербии на свободе и под защитой аппарата государственной безопасности, а может быть, и представителей высших эшелонов белградского правительства.
Только в прошлом году Радован Караджич, живший в Сербии инкогнито, был пойман и передан Гаагскому трибуналу.
И хотя независимость Косова признали шестьдесят стран, в том числе США, Великобритания, Канада, Турция и большая часть стран Евросоюза, в Южной Америке, Азии и Африке признавших Косово государств откровенно мало.
Почему так? Дело в том, что такие страны, как Китай, Индия, Индонезия, Россия (всегда выступавшая в роли защитника Сербии) и даже Испания, - а все это многонациональные страны с бурлящим внутри сепаратизмом - явно нервничают по поводу политического прецедента и преследуемы джинном сепаратизма.
Китайская Народная Республика тоже имеет глубокие этнические разломы, проходящие через территории Тибета и населенного мусульманами Синьцзяна, равно как и по так называемому 'сепаратистскому' Тайваню.
Грузия и Косово - вроде бы далекие и совсем маленькие страны, но они иллюстрируют собой глобальную угрозу территориальной целостности, стоящую перед многими и многими государствами, обычно - недемократическими, так как при демократии сепаратистские и свободолюбивые регионы обычно могут сосуществовать с центральным правительством.
Вице-президент Джо Байден (Joe Biden) недавно совершил по Балканам турне, во время которого подтвердил готовность Америки обеспечивать свободу, суверенность и экономическое благополучие региону.
Основываясь на наследии признания администрацией Буша политической независимости Косова, Байден все сказал правильно.
Теперь пришло время настоящей проверки для Вашингтона: сможет ли он оправдать возлагаемые на него на Балканах надежды и не только сказать, но и сделать все правильно.
Джон Метцлер - корреспондент Организации Объединенных Наций, освещающий дипломатические и военные вопросы, и автор книги "Разобщенный динамизм - дипломатия разъединенных наций: Германия, Корея, Китай".
__________________________________________________________
Кто скажет слово на букву "Г" - Грузия? ("The Financial Times", Великобритания)
Война в Косово была справедливой, и не стоит смешивать ее с проявлениями империализма ("The Guardian", Великобритания)
Балканский сценарий для Кавказа ("Riga.Rosvesty", Латвия)