В программе "Грани времени" с Владимиром Кара-Мурзой шла речь о школе прокремлевской молодежи "Селигер-2009". Основательны ли подозрения оппозиции в ее бюджетном финансировании, говорили с лидером движения "Оборона" Олегом Козловским.
На озере Селигер 2 июля открывается традиционный молодежный слет прокремлевского движения "Наши". В этом году ожидается около 50 тысяч участников. Работу лагерь еще не начал, а претензии к организаторам этого мероприятия уже появились у оппонентов "Наших".
Один из лидеров движения "Солидарность" Илья Яшин направил в Генеральную прокуратуру России заявление с требованием проверить обоснованность и законность выделения бюджетных средств на проведение "Селигера-2009".
Владимир Кара-Мурза: В Тверской области открылась летняя школа 'Селигер-2009'. В канун ее открытия один из лидеров движения 'Солидарность' Илья Яшин направил запрос Генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить законность выделения госсредств на проведение этого молодежного слета. В запросе указано, что 'слет на Селигере формально проводится движением 'Наши', однако на этот раз его официальным организатором выступит Федеральное агентство по делам молодежи, а само мероприятие будет финансироваться из госбюджета. Финансирование слета 'Селигер-2009' действительно будет преимущественно бюджетным. Как сообщили в Росмолодежи, на него выделены средства по статье 'Молодежная политика'. Финансирование проходит по графе 'Прочее' и составляет около 75 миллионов рублей. А главам субъектов Российской Федерации разосланы письма с предложением оплатить транспортные расходы участников'. О том, основательны подозрения оппозиции в бюджетном финансировании школы прокремлевской молодежи 'Селигер-2009', мы говорим с координатором движения 'Оборона', членом бюро политсовета 'Солидарности' Олегом Козловским. Из каких источников вы и ваши единомышленники черпаете информацию о происходящем на 'Селигере-2009'?
Олег Козловский: Помимо прессы и блогов у нас есть иногда эксклюзивные источники. Время от времени у нас появляются люди, которые не смогли выдержать того прессинга для мозгов, который происходит в этом лагере. Например, в этом году таких людей, конечно, не было, но пару лет назад у нас появилась девушка, которая несколько дней провела в лагере на Селигере, который тогда устраивало движение 'Наши'. И когда она начала возмущаться тем, что им просто пытаются промывать мозги и не дают выражать собственные идеи, ее оттуда достаточно жестко попросили удалиться. Она шокирована этим всем, потому что она никогда в политической деятельности не участвовала, просто стала искать, кому можно об этом рассказать, и пришла к нам, я имею в виду, тогда еще в 'Оборону'.
Владимир Кара-Мурза: Борис Якеменко, руководитель Православного корпуса движения 'Наши', член Общественной палаты Российской Федерации, стоял у истоков этого движения.
Борис Якеменко: 'Наши' занимают, на мой взгляд, одно из ведущих мест в молодежной политической жизни, в состоянии формировать политические вкусы и предпочтения людей. И нет никакого сомнения, что заслуги этого движения очевидны, прежде всего как противостояние 'оранжевой революции', так и реализации огромного количества проектов, начиная от Чечни и заканчивая многими социальными проектами. Что касается 'Селигера', то в этом году 'Селигер' не политическое мероприятие. В нем есть 9 проектов, в рамках которых самая разная молодежь из всех регионов России, причем с самыми разными политическими взглядами и убеждениями, пытаются реализовать себя. То есть в области лидерства, в области толерантности, в области православия и так далее. 'Селигер' сегодня - это школа будущего. То есть это школа, в которой 50 тысяч молодых людей могут четко представить себе образ своего будущего, а это важнейший момент. Потому что, к сожалению, многие люди плохо представляют, что с нами будем, а 'Селигер' дает такое представление.
Владимир Кара-Мурза: Справедливо ли, по-вашему, распределяются бюджетные средства между российскими молодежными некоммерческими организациями?
Олег Козловский: На мой взгляд, вообще нельзя говорить о том, что организация является общественным движением, если она целиком и полностью финансируется или, во всяком случае, львиная доля ее действий финансируется из государственного бюджета. И по сути такая организация, как движение 'Наши', обслуживают политические интересы определенных людей в российской власти. Поэтому здесь говорить о справедливости не приходится. Это некий заказ, который выполняет движение 'Наши'. Если бы не они, его выполнили его выполнили бы какие-то 'Местные', например, или 'Молодая гвардия'. Естественно никакие организации, кроме допущенных в этот узкий кремлевский пул, не могут и думать о том, чтобы получить доступ к каким-то государственным средствам.
Владимир Кара-Мурза: Илья Яшин, член политсовета движения 'Солидарность', бывший лидер молодежного 'Яблока', готов бороться за выяснение истины.
Илья Яшин: Я направил заявление в Генеральную прокуратуру с требованием проверить законность и обоснованность выделения бюджетных средств на финансирование молодежного лагеря на Селигере, которое много лет организовывало движение 'Наши'. Но после того, как лидер Якеменко был назначен главой Федерального агентства по молодежной политике, вдруг выяснилось, что именно агентство проводит это мероприятие и получает на это федеральные деньги. Мне представляется, что Якеменко злоупотребляет своим положением, использует его в корыстных целях для лоббирования собственной организации, для бюджетных выбивания денег. Якеменко сохранил связи с этой организацией, у него родной брат работает в руководстве 'Наших'. И мало чем будет отличаться нынешний 'Селигер' от предыдущих по стилистике и по содержанию. Только в этот раз открыто и нагло на это мероприятие берут деньги из бюджета. В стране кризис финансовый, в стране платят копеечные пенсии, в стране проблемы с рабочими местами, в стране просто мало денег сегодня. В разгар кризиса тратить деньги на слет молодых горлопанов, которые занимаются исключительно тем, что ходят в маечках с портретами вождей, машут флагами и поют славу вождям, просто цинично. У нас что, не на что больше деньги тратить? Если дармоеды хотят позагорать на берегу озера, найти там себе любовь и порассуждать о политике - ради бога. Непонятно, почему это нужно делать за счет налогоплательщиков.
Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Теймураза Александровича.
Слушатель: Добрый вечер. Вот знаете, мне уже 55 скоро будет, и я был в свое время, когда был Советский Союз, была пионерская организация, был ВЛКСМ. Как к нему ни относиться, сейчас начинаешь анализировать, и все-таки, мне кажется, что и пионерская организация была нормальная, и комсомольская организация была нормальная более-менее. Но то, что Владимир Путин создал себе штурмовиков, так называемых 'Наших', так называемую 'Молодую гвардию', что они приносят, какую пользу народ от них имеет, даже понятия не имеем. Вот скажите, во сколько обошлось это мероприятие на Селигере за счет нас, народа?
Владимир Кара-Мурза: Пока оно только началось. 75 миллионов рублей уже выделено по статье 'Молодежная политика' Росмолодежью. А так оргвзносы с самих участников берут. Какие ваши сведения?
Олег Козловский: Еще 15 миллионов рублей выделено непосредственно движению 'Наши' на это мероприятие, грант государственный был выделен. И помимо этого достаточно крупные суммы должны выделять региональные бюджеты, во всяком случае, их к этому очень активно призывает Агентство по делам молодежи. Я знаю, что во многих регионах эта ситуация воспринимается как чудовищный фарс. Потому что у нас в большинстве регионов дефицит бюджета, денег нет, денег нет на социальные выплаты, ремонт дорог и так далее. Тут им говорят, что они должны закупить комплекты палаток, видеокамеры, ноутбуки и гитары для каких-то молодых бездельников, которые должны поехать на Селигер и встречаться там с Путиным и Медведевым. И во многих регионах просто даже сами чиновники не хотят отдавать деньги, которых и так мало, на эти бессмысленные вещи. Я знаю, что, допустим, по крайней мере, некоторое время назад Московская область активно сопротивлялась этому проекту и даже в некоторых областях 'нашисты' устраивали пикетирования, требуя отдать им деньги на проезд в Селигер.
Владимир Кара-Мурза: Счет по официальным данным пошел на миллионы долларов. Я помню, когда устраивали в Москве акции в поддержку действующей власти, то только на символику уходило 10 миллионов долларов за получасовое стояние на морозе. Если помножить майку, кепки, флажки, все это помножить на десять долларов и на 60 тысяч активистов.
Олег Козловский: Тут еще надо добавлять то, что пойдет посредникам и самим организаторам. Потому что, естественно, люди, которые это устраивают, проводят такие мероприятия не из идейных соображений, а чтобы накормить себя, свою семью и неплохо при этом жить даже в период кризиса. Поэтому здесь мы всегда обнаруживаем замечательные сметы, бюджеты и непонятно, на что ушедшие деньги.
__________________
Несчастные животные российского политического цирка ("L'Independant", Франция)
Добро пожаловать в путинский летний лагерь... ("The Guardian", Великобритания)