Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Превратим G8 в G13

Превратим G8 в G13 picture
Превратим G8 в G13 picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда на этой неделе в Италии состоится саммит "большой восьмерки", он, как и прежние встречи такого рода, будет нести на себе отпечаток культуры и личных вкусов организаторов.

Когда на этой неделе в Италии состоится саммит "большой восьмерки", он, как и прежние встречи такого рода, будет нести на себе отпечаток культуры и личных вкусов организаторов.

Джордж Буш в 2004 году приглашал мировых лидеров на остров на берегу штата Джорджия, британец Тони Блэр в 2005-м устраивал встречу в роскошном шотландском отеле, а канцлер Германии Ангела Меркель в 2007 году проводила саммит в простой деревне на берегу Балтийского моря.

Весьма своеобразный руководитель Италии Сильвио Берлускони решил перенести встречу "восьмерки" с курорта на Сардинии в Л'Аквилу, разрушенную в этом году землетрясением. Это имеет смысл, поскольку и сама "восьмерка" превратилась в катастрофу.

Группа восьми все в меньшей степени представляет интересы мира, ей не хватает ни легитимности, ни влияния. Поскольку там уже не присутствует сколь-либо значимая всеобъемлемость и представительность, "восьмерка" не может заниматься самыми неотложными и актуальными проблемами, такими как изменения климата или распространение ядерного оружия. Сажая за приставной стол таких гигантов как Бразилия, Китай и Индия, "восьмерка" приближает собственную гибель. Лидерам этой группы пора пересмотреть и перестроить саммиты G8.

Единственный выход из этой неразберихи заключается в том, чтобы отложить в сторону мелкое политиканство, провести демократизацию "восьмерки" и увеличить ее численный состав до 13 стран-членов, пригласив туда Китай, Индию, Бразилию, Южную Африку, Мексику (так называемая "группа пяти") и Турцию в качестве полноправных членов, а также исключив оттуда Италию, которая не добавляет этому клубу никакого веса. Этот шаг придаст новому образованию беспрецедентную легитимность и способность решать глобальные проблемы.

Но почему просто не заменить Группу восьми на все более заметную "двадцатку"? Идея может показаться привлекательной, но для сохранения полезности саммитов крайне важно сохранить их малочисленность и создать интимную и задушевную атмосферу. В конце концов, когда канцлер Германии Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) и президент Франции Жискар Д'Эстен (Giscard d'Estaing) задумывали эти встречи в верхах в 1975 году, они имели в виду маленькую, откровенную и неформальную дискуссию у камина. Такое вряд ли возможно с 20 участниками, и цифра 13 должна быть верхним пределом. Исключение из состава "восьмерки" Италии - самого слабого из четырех европейских членов, станет явным признаком того, что Запад привержен идеям практичности саммитов, и не намерен увековечивать в камне глобальное распределение власти и влияния.

Критики укажут на то, что экономика Италии по-прежнему крупнее, чем турецкая. Но объем экономики это еще не все. Каковы критерии членства? Членство в Группе восьми определялось экономической мощью, но этот принцип уже не действует, поскольку в ее состав не входит Китай, занимающий второе место в мире по размерам экономики. Важна была также демократия. Но и этот критерий выбросили за борт, когда в состав клуба пригласили автократическую Россию, проигнорировав демократическую Индию. Правда в том, что членство в "восьмерке" носит произвольный и весьма спорный характер, и основано оно на тактических интересах и политиканстве. Так, Россию пригласили по той причине, что европейские державы серьезно переоценили свою способность уговорить ее пойти на демократизацию. Вступив в Группу восьми, она сделала все с точностью до наоборот. Сегодня саммит превратился в фарс, на нем слабеющие западные страны с большим самомнением превозносят сами себя и считают, что Запад все еще может управлять миром.

Результатом станет то, что в текущем году саммит "большой восьмерки" не только не принесет никакой пользы, но и внесет раскол в ее ряды, а также уничтожит шансы на нахождение решений проблем. У восходящих незападных держав появляется все больше стимулов создавать свои собственные саммиты, такие как форум IBSA (с участием Индии, Бразилии и Южной Африки) или саммит БРИК, где к ним не относятся как к участникам второго сорта. Именно таким статусом наградила их "восьмерка", эвфемистически назвав эти страны "группой охвата".

Чтобы сохранить эффективность, "большая восьмерка" должна восстановить главные свои атрибуты: способность решать мировые проблемы, легитимность и практичность. Включив в свой состав усиливающуюся "группу пяти", "восьмерка" возродит способность решать глобальные вопросы, такие как проблемы изменения климата и нераспространения. Например, любое соглашение о сокращении выбросов в атмосферу без участия в нем Китая, Индии и Бразилии не даст нам значимых и прочных перемен. Но новая G13 должна также представлять как можно больше регионов, чтобы взять на себя роль мирового лидера. Турция с ее 70-миллионным населением не может представлять мусульманский мир, хотя этот термин по сути дела фикция. Но Турция способна играть важнейшую роль связующего звена между Востоком и Западом, что серьезно усилит легитимность этого клуба, который окреп благодаря присоединению Бразилии как представительницы Южной Америки и ЮАР, представляющей Африку южнее Сахары. Наконец, G8 должна остаться управляемой и не поддаваться искушению угождать всем и каждому, принимая в свой состав слишком много членов.

Совет Безопасности ООН полностью провалил работу по поиску путей решения мировых проблем, и он все еще представляет мир образца 1945 года. Группа восьми представляет мир 80-х, но она должна использовать свое ключевое преимущество - гибкость, чтобы стать прогрессивным институтом и представлять весь мир в 2020 году. Разрушенный город Л'Аквила это убедительное напоминание лидерам "восьмерки" о том, что и их саммит нуждается в определенном ремонте. Но на карту поставлено нечто большее, чем просто судьба "большой восьмерки". Нам нужны дальновидные решения наших общемировых проблем, а также сильная Группа тринадцати для их поиска.

___________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме