В эксклюзивном интервью Русской службе 'Голоса Америки' бывший помощник заместителя госсекретаря в администрации Джорджа Буша-младшего оценивает результаты первого дня саммита Обама-Медведев.
- Как вы оцениваете итоги первого дня переговоров?
- Я считаю, что первый день встречи президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева прошел довольно успешно. Ожидания накануне саммита были заниженными, причем не исключено, что это было сделано сознательно. Однако благодаря напряженной работе экспертов сторонам удалось подготовить ряд соглашений, касающихся нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, Афганистана, сотрудничества по линии военных ведомств, комиссии по делам военнослужащих, пропавших без вести, меморандумы о сотрудничестве в области здравоохранения, ядерной безопасности и даже совместное заявление по такой спорной теме, как противоракетная оборона.
Судя по атмосфере совместной пресс-конференции, президенты США и России установили хорошие личные отношения - с учетом апрельских переговоров в Лондоне это уже их вторая встреча и, похоже, что им легко удается находить общий язык. В целом я весьма позитивно оцениваю сегодняшний день и состоявшиеся между двумя лидерами переговоры. Завтра предстоит еще один важный тест - президент Обама встречается с председателем российского правительства Владимиром Путиным, а также проведет ряд других встреч, в том числе с активистами гражданского общества, лидерами оппозиции, представителями бизнеса, и выступит с весьма важной речью. Итак, начало положено хорошее, но еще многое предстоит сделать.
- Президенты договорились сегодня о своего рода 'дорожной карте' вопросов, представляющих взаимный интерес, которые предстоит обсудить в ближайшем будущем. Не могли бы вы вкратце коснуться наиболее важных из них?
- Главы государств договорились о создании двусторонней президентской комиссии, сопредседателями которой станут министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон. Им предстоит координировать работу различных рабочих групп по ядерной энергии, контролю над вооружениями, борьбе с терроризмом, бизнесу, сельскому хозяйству, программе обменов... Все это очень важные вопросы.
Новая комиссия отчасти напоминает комиссию 'Гор-Черномырдин', работавшую в годы Клинтона и Ельцина. Конечно, не ставилась цель повторения прошлого - речь идет о создании рабочих групп, которые будут изучать конкретные проблемы и доводить их до сведения руководства комиссии и еще выше - до президентов. Конечно, многое осталось неохваченным, многое еще предстоит решать, но это вполне естественно после всего одного дня переговоров.
- Не могли бы вы прокомментировать проблему размещения элементов противоракетной обороны в Европе?
- Лидеры двух стран договорились принять совместное заявление, и было очевидно, что позиции сторон по этому вопросу не совпадают, как, кстати, и еще по одной проблеме - грузинской. Президент Обама дал ясно понять, что здесь между США и Россией существуют разногласия.
Однако президент Медведев представил тему противоракетной обороны как победу российской стороны, в том смысле, что США, по настоянию России, согласились увязать эту проблему с темой разоружения. Для президента Обамы это будет трудный вопрос, учитывая аспекты отношений с Польшей и Чехией, однако несогласие по ПРО не стало препятствием в достижении соглашения по СНВ, как ожидали некоторые наблюдатели.
_______________________
Расшифровывая Россию: шесть шагов к пониманию ("The New York Times", США)
'Рабочий визит' Барака Обамы обошелся без фанфар в российских СМИ ("The Guardian", Великобритания)