И политически, и экономически, Украина переживает глубокий кризис: те силы, которые предлагают провести реформы в этом восточноевропейском государстве и обеспечить ей вступление в Европейский союз, находятся в оппозиции друг к другу, а споры между ними и теми, кто хочет поддерживать тесные связи с Россией, способствуют стагнации страны. Исходя из этого, христианские церкви, несут особую ответственность.
Их инициативы пасторские и общественного характера, как и братское сотрудничество между различными конфессиями, служат укреплению социальной сплоченности в эти трудные времена. Большинство украинцев принадлежит к Православной Церкви киевского и московского Патриархатов. Почти 10% из 46 миллионов украинцев греко-католики, около 5% являются католиками, 2,7% являются протестантами, а мусульмане составляют около 4%. Кроме того, на Украине проживает более 100 тысяч евреев.
Как считает католический епископ киевской епархии, Д. Станислав Широкорадюк, церквям брошен вызов: "Мы можем сделать многое. Духовный голод огромен, а после десятилетий угнетения, в конечном счете, мы можем работать свободно". Прелат также подтвердил, что многие взрослые сейчас крестятся, и что интеллектуалы снова открывают для себя церковь.
По словам Станислава Широкорадюка, отношения с другими христианскими церквами и верующими других религий, хорошие. По его мнению, этому способствовал тот факт, что до 80-х годов, в Советском Союзе подвергались гонениям все религиозные группы. В настоящее время политики демонстрируют открытость к церквям: им возвращают земли и здания, экспроприированные во времена коммунизма, а кроме того прорабатываться система введения в школах такого учебного предмета как христианская этика.
Есть признаки солидарности из-за рубежа. Например, организация "Помощь церкви, которая пострадала" (Ajuda à Igreja que Sofre (AIS)) поддерживает на Украине различные пастырские проекты греко-католической и римско-католической церквей. Ее помощь направляется на строительство приходов в областях, проживания их паствы, издательство и распространение книг и материалов для религиозного образования, а также трансляцию радио Воскресение. Еще одним важным моментом является образование и повышение квалификации священников, религиозных деятелей и проповедников.
Широкорадюк подчеркивает важность подготовки будущих священников: "Во времена Советского Союза, многие священники были депортированы в Сибирь, а вернулись после смерти Сталина только шестеро". Тем, кто хотел стать священниками, чинили всевозможные препятствия. Широкорадюку самому пришлось ждать несколько лет, прежде чем в 1979 году ему разрешили поступить в семинарию. Причем он не смог сделать это в своей стране, и был вынужден поехать в Ригу (Латвия). Пока же римская католическая церковь открыла три семинарии на Украине.
____________________________________________________________
Новый православный патриарх не церемонится >("The New York Times", США)
/www.inosmi.ru/translation/249329.html">/www.inosmi.ru/translation/249329.html">/www.inosmi.ru/translation/249329.html">Русская православная церковь открывает приход в Риме ("The New York Times", США)
Мария Владимировна хочет стать царицей ("El Pais", Испания)
Украина - Русь? ("Газета 2000", Украина)
Почему Россия не поддается Папе ("Panorama", Италия)
Форпосты православия ("Telegraf.by", Белоруссия)