Немногим более 40 процентов россиян считают российско-американские отношения напряженными или враждебными, что лишь немного лучше по сравнению с 2004 годом, когда 46 процентов заявили, что считают США врагом России.
Мировая пиар-кампания президента США Барака Обамы успешно работает, несмотря на вопросы, являющиеся для двух стран камнем преткновения, начиная с ракет 'звездных войн' в Польше и американских планов кибервойны и заканчивая любовной связью НАТО с многочисленными соседями России, среди которых можно особо отметить Грузию, Украину, Азербайджан и Кыргызстан.
Поэтому объявленное во время московского саммита согласие России на транспортировку американских войск и вооружений по российской территории и через российское воздушное пространство в направлении Афганистана (что поможет ускорить массовые убийства, происходящие там) - за которое Москва не потребовала никаких ответных действий по имеющимся вопросам - стало некоторого рода сюрпризом. Обама стоит лицом к лицу с негодованием россиян, которые считают, что США почти никогда не выполняли своих и без того редких мирных обещаний.
'На сегодняшний момент есть немного надежды и очень много недоверия,' - заявил телеведущий Владимир Познер в эфире 'Первого канала'.
Если задача состоит в том, чтобы остановить поток опиума, то существует масса доказательств, что существующее афганское правительство, да и сами американские оккупанты извлекают выгоду из этого прибыльного бизнеса, и что единственная вероятная развязка, которой США еще могут добиться в Афганистане - светская военная диктатура, поддерживаемая США - никогда не поможет решить эту проблему, которая является очень серьезной для России. Впрочем, верно и то, что Россия боится эффекта, который может произвести на ее мусульманских среднеазиатских соседей победа талибов. Похоже, что она готова на любое светское правительство в Афганистане, а там будь, что будет.
Но вряд ли можно сомневаться в том, что Кремль отлично почувствовал унижение от столь недвусмысленной поддержки американской военной кампании в Афганистане после того, как поддержка, оказанная США моджахедам в предыдущей войне, привела к гибели 15 000 советских солдат и стала одной из причин развала Советского Союза. И сделать этот подарок Вашингтону в то время, как он продолжает настаивать на том, что Украина и Грузия вскоре присоединятся к НАТО, а в Польше будут размещены ракеты, о которых она так мечтает, --- это просто слишком хорошо, чтобы быть правдой с американской точки зрения. Быть может, Кремль получает некое удовлетворение, подстрекая США к уже проигранной битве в Афганистане, и позволяя талибам накормить американские войска тем же горьким лекарством, от которого в свое время пострадала Советская армия?
Помимо встреч с президентом Дмитрием Медведевым, Обама встретился и с премьер-министром Владимиром Путиным, которого он публично пожурил перед саммитом. 'Важно сделать так, чтобы мы с президентом Медведевым двигались вперед, а Путин понял, что его устаревший подход к нашим отношениям, восходящий к временам 'холодной войны', уже никому не нужен: Я думаю, Путин одной ногой стоит на старых позициях и методах ведения дел, а другой на новых. И если мы сумеем дать ему и российскому народу ясное ощущение того, что США не стремятся к антагонистическим отношениям, а выступают за сотрудничество в ядерном нераспространении, борьбе с терроризмом, энергетических вопросах, то мы в итоге получим более сильного партнера в этом всеобъемлющем процессе,' - заявил он агентству Associated Press за несколько дней до саммита.
Это такой дипломатический жаргон, означающий ультиматум. Специальный помощник президента и старший директор по России Национального совета безопасности Майкл Макфол (Michael McFaul) было гораздо менее любезен, когда он сказал: 'Нам не нужны русские.'
Это поддразнивание Путина было формализовано в виде американского предложения организовать рабочую группу Байден-Путин для переговоров по новому договору СНВ, который истекает в декабре. Это является намеком на комиссию Гора-Черномырдина, которая готовила соглашение 1991 года, когда Эл Гор был вице-президентом, а Виктор Черномырдин российским премьер-министром (так в тексте, на самом деле комиссия Гор-Черномырдин работала в 1994 году - прим. перев.). Это предложение было немедленно отвергнуто. 'Я не вице-президент,' - холодно заявил Путин.
Обама также посетил бывшего советского президента Михаила Горбачева. Ни один из трех президентов, включая Горбачева, не пошел ни на какие уступки по ракетным базам [в Восточной Европе]. Горбачев заявил телеведущему Познеру, что целью ракетных баз является создание ситуации, в которой НАТО сможет начать ядерную атаку, оставаясь под прикрытием своего собственного щита. 'Существует необходимость создания общей европейской системы безопасности, о которой говорилось на конференции в Париже в 1990 году.' СССР готовил свой ответ на стратегическую оборонную инициативу, предложенную Рейганом в 1983 году, заявил Горбачев. 'Я не соглашался тогда и не соглашаюсь теперь с теми, кто говорит, что это всего лишь блеф, и нам не нужно обращать на него внимание,' - добавил он.
Лагерь Обамы не так сплочен по вопросу противоракетной обороны, как русские. В интервью 'Новой газете' Обама признал особую 'чувствительность русских' к этому вопросу, но дал понять, что отказывается связывать переговоры по контролю над вооружениями с противоракетной обороной.
Хватаясь за соломинку, Медведев заявил: 'Действующая администрация готова к обсуждениям. Я думаю, что мы достаточно умны, чтобы найти разумное решение. Чтобы решить эту проблему, не следует заранее вычеркивать решения, принятые ранее.'
Обама сделал ему небольшую уступку, повторив свою готовность провести границу между наступательными и оборонительными вооружениями - Буш отказывался это сделать с тех пор, как в 2001 году Америка вышла из Договора по ПРО 1972 года. Стороны согласились сократить свои ядерные арсеналы до 1500-1675 боеголовок, одновременно снизив число систем доставки до 500-1000.
Не прозвучало никаких публичных заявлений по поводу присоединения Грузии и Украины к НАТО, и Обама подчеркнул, что 'НАТО стремится к сотрудничеству, а не соперничеству с Россией'. Тем не менее, он послал (или разрешил поехать?) вице-президента Джозефа Байдена из Москвы прямо в Грузию и на Украину.
'Мы не собираемся заверять, успокаивать, уступать или торговаться с русскими по вопросам, касающимся расширения НАТО и противоракетной обороны,' - предупредил Макфол.
И вновь мы сталкиваемся с вопросом, по которому у администрации США нет единого мнения, ведь Обама не сделал никаких твердых обещаний по поводу дальнейшего расширения НАТО. Вопрос о том, насколько он реально влияет на принятие подобных стратегических решений, остается спорным.
Обама надеялся сделать русским еще одну уступку, гарантировав им прием во Всемирную торговую организацию, но в июне Путин неожиданно приостановил заявку Москвы, решив подойти к вопросу в рамках таможенного союза с Беларусью и Казахстаном безо всякой 'помощи' со стороны США.
После многих лет растущего напряжения, Москва явно попыталась сделать все, что было в ее силах, чтобы саммит прошел успешно, и предоставила Обаме довольно большую свободу действий. Но очевидная попытка Обамы вбить клин между Путиным и Медведевым не принесет никаких плодов. Если США продолжат настаивать на строительстве ракетных баз, вряд ли даже запуганная Москва пойдет на подписание договора СНВ-2, несмотря на желание избавиться от дорогостоящих, бесполезных ракет. Возможно, что ремарка Макфола по поводу того, что США не нужны русские, на самом деле означает, что Вашингтону наплевать на договор СНВ.
В свете недавних саммитов БРИК и ШОС, прошедших в Екатеринбурге, новый план России по вступлению в ВТО наводит на мысль о том, что российское правительство больше заинтересовано в продвижении своего проекта по созданию многополярного мира, чем в прямых столкновениях с США. Возможно, российские планировщики готовы позволить США продолжать их афганский гамбит, делая ставку на то, что эта война всего лишь подорвет американские силы, одновременно набивая российскую казну - этакая месть бедняка за времена 'холодной войны'. Аналитик Федор Лукьянов считает, что организация таможенного союза с соседними государствами является частью планов России по 'превращению себя в центр интеграции'.
И действительно, за последние несколько лет в отношениях России с миром произошли значительные изменения, но не факт, что они понравятся Вашингтону. Речь не идет о том, что Россия уступает американской гегемонии, как думают 'ястребы' Обамы. Скорее, дело в признании того, что Россия - не такой сильный игрок, каким был Советский Союз, и понимании того, что лучшее, что она может сделать, это помочь создать многополярный мир, в который будут включены самые различные союзники отовсюду, кроме североамериканского континента, и который сможет ограничить необузданные планы американской империи.
Это реалистичный подход со стороны Кремля, который окружен дешевыми 'демократиями', готовыми продаться тому, кто, по их мнению, предлагает самую высокую цену. Самым вопиющим примером этого является президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, которые стравил Россию и США из-за своей авиабазы Манас. Вначале он велел США убираться, после того как Россия пообещала предоставить 2,15 миллиардов долларов финансовой помощи, а затем в прошлом месяце поменял свое решение и разрешил США оставаться, в три раза подняв арендную плату и добившись в процессе переговоров еще всяких приятностей. Даже русофил Лукашенко в Беларуси играет в ту же игру с Россией и Европой. Кроме того, еще есть президент Узбекистана Ислам Каримов, который вначале согласился, а потом отказался от участия в Объединенных силах быстрого реагирования, не говоря уже о Туркменистане, Грузии, Армении, Азербайджане или Литве, и многих других. 'На постсоветском пространстве появилась новая игра: кто круче всех может надуть Кремль?' - написал аналитик Александр Гольц, когда в прессе появились сообщения о решении по Манасу.
Россия не может соперничать с НАТО без укрепления Шанхайской организации сотрудничество и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и уж точно не в тот момент, когда черная дыра Афганистана грозит затянуть в себя его среднеазиатских соседей. ОДКБ менее важна как противовес НАТО, чем жизнеспособный гарант региональной безопасности. Пройдет немного времени, и соседи России поймут это.
Похоже, что Вашингтон выиграл этот раунд противостояния с Москвой, получив свою дорогу в Афганистан, вымощенную желтыми кирпичами (отсылка к книге 'Волшебник из страны Оз' - прим. перев.), и свой польский пирог. Рыночная стоимость союза с крикливым, но ненадежным Вашингтоном затмевает на данный момент более надежную, но менее соблазнительную Москву. Но США поддерживают местные элиты, готовые поступать по их указке. Местное население не получит ничего, и оно мудрее, чем его лидеры, и еще хранит добрую память о защите со стороны России. США выиграли эту битву. Пусть США и НАТО играют в свои смертельные игры в Ираке, Афганистане и других местах. 'Прогрессом нужно делиться,' - заявил Обама в своей московской речи, адресованной студентам. Давайте посмотрим, какие плоды, подходящие для того, чтобы разделить их между нами, принесет его политика.