Один из важнейших вопросов следующего десятилетия будет звучать так: какое место займет Россия в рамках нового миропорядка? Она хочет входить в 'большую восьмерку', на равных строить партнерство с ЕС, и обладать международно признанным статусом великой державы. Задача остального мира состоит в том, чтобы убедить российское руководство: их стране до этого статуса весьма далеко. Ее экономика находится на грани краха, численность населения невелика - всего 142 миллиона человек, меньше, чем у Пакистана, Бангладеш или Нигерии - по сравнению не только с Китаем и Индией (соответственно, 1,3 и 1,1 миллиарда), но и с США (390 миллионов). Однако, помимо гигантской территории, Россия имеет два чрезвычайно важных актива - один из крупнейших в мире военных арсеналов и большие запасы нефти и газа.
При этом нефтегазовые ресурсы имеют куда большее значение, чем устаревающие российские вооружения. Прошлогодние высокие цены на нефть обеспечили ее правительству масштабную финансовую 'подушку безопасности', за счет которой оно могло компенсировать издержки от никудышного управления экономикой, и позволять государственным компаниям-монополистам - часто в тесном сотрудничестве с лицами, близкими к организованной преступности - доминировать в целом ряде секторов. Ложные надежды, порожденные экономическим бумом 2005-2008 гг., позволили Москве занять жесткую позицию, добиваясь большего влияния на мировой арене.
Эдвард Лукас (Edward Lucas), автор последнего по времени из фундаментальных трудов о России - 'Новой холодной войны' (The New Cold War) - отмечает: 'Правители России - мстительные и безжалостные ксенофобы - превратили 'больного человека Европы' в опасного хулигана. Пребывание у власти [президента] Владимира Путина и его коллег из бывшего КГБ совпало по времени с десятикратным увеличением нефтяных цен. Хотя некомпетентное авторитарное правление 'ЗАО Кремль' обернулось для российского народа трагедией упущенных возможностей, он сумел выплатить гигантскую государственную задолженность и восстанавливает свое влияние внутри страны и за ее пределами. Внутри России Кремль устраняет все сдержки и противовесы, затыкает рот СМИ, отодвигает на обочину политическую оппозицию, кастрирует суды и ликвидирует критически настроенные общественные организации'.
На этой неделе президент Барак Обама посетил Россию - уже после экономического краха, который должен бы убедить ее руководство в том, что мощной и динамичной российской экономики, о которой оно говорило, не существовало и не существует в природе. Тем не менее, Москва успешно шантажирует многие европейские страны благодаря своим господствующим позициям в сфере их газоснабжения, а прошлогодний острый спор между Россией и Украиной по поводу цены на 'голубое топливо', обернувшийся внезапным прекращением поставок в ряд стран Европы, наглядно напомнил всем: Россия способна держать весь Континент в заложниках. Поэтому-то прошлогодняя война в Грузии имела столь важное значение; на это Лукас указал в августе 2008 г. Он отметил: независимость Грузии относится к сфере 'жизненных интересов Запада. Самая серьезная опасность для Европы, связанная с Россией, заключается в монополии Кремля на транспортную инфраструктуру, по которой энергоносители поставляются на Запад из стран бывшего СССР. Единственная брешь в этой монополии - нефте- и газопроводы, связывающие богатый энергоресурсами Азербайджан с Турцией через территорию Грузии. Если Грузия падет, придет конец и любым надеждам Европы на энергетическую независимость от России'.
Плохое состояние российской экономики и 'огосударствление' ее политической системы не только препятствуют усилиям Москвы по улучшению отношений с Евросоюзом; именно они являются причиной, по которой Кремлю следует признать - его возможности на мировой арене явно не дотягивают до амбиций. На Ближнем Востоке к России 'по наследству' перешла роль одного из посредников в процессе мирного урегулирования в Палестине. Однако особых результатов на этом поприще она не добилась, поскольку реальное стратегическое влияние Москвы в арабском мире сегодня невелико.
Союзников среди арабских стран она в свое время обрела исключительно в связи с 'холодной войной': всякий режим, у которого возникали разногласия с США или Британией, мог тогда рассчитывать на значительную помощь со стороны СССР.
Пожалуй, самого мощного союзника СССР приобрел в лице Египта во времена Гамаля Абделя Насера (Gamal Abdul Nasser): в основном это было связано с отказом США участвовать в финансировании строительства Асуанской плотины. Среди других арабских стран, с которыми у Советского Союза сложились близкие отношения, следует назвать Ирак и Южный Йемен. Однако сегодня всех трех упомянутых режимов больше нет: иракский пал в результате вторжения коалиции во главе США, а два других ушли в прошлое вместе с 'холодной войной', а также в связи с тем, что в мире возобладало более открытое экономическое и политическое мышление. Из-за этого же ослабло российское влияние во всем арабском мире.
Чтобы снова играть видную роль на международной арене, России необходимо осуществить ряд глубоких внутренних реформ. Пока что ее связывает по рукам и ногам неспособность продвинуть вперед политические реформы, но эта ситуация отвечает интересам сторонников Владимира Путина, управляющих экономикой страны. Их планы, однако, препятствуют реальному экономическому 'взлету', который дал бы России настоящий шанс занять более важное место в международной системе.
Без утверждения транспарентности, необходимой любой современной экономике для динамичного роста, дела у России не пойдут на лад. На какое-то время ее властям может помочь очередное повышение нефтяных цен, но заменить устойчивое развитие оно не в состоянии.
_____________________________________________________________
Опошляя демократию ("The Wall Street Journal", США)
Начало конца путинизма ("Postimees", Эстония)