Как и было обещано, президент США Барак Обама прибыл в Россию нажать кнопку 'перезагрузки'. Вчера он покинул страну и направился на саммит 'Большой восьмерки' в Италию, увозя с собой несколько подписанных соглашений по различным вопросам - от двустороннего сокращения ядерных вооружений, до транзита американских солдат и военных грузов в Афганистан через российское воздушное пространство.
Важно, однако, и то, о чем не удалось договориться. Обама - по крайней мере, публично, не пошел на уступки в вопросе об американско-европейском 'противоракетном щите', который, как довольно справедливо считают в Москве, направлен, скорее, против России, чем против мнимой угрозы иранского или северокорейского ядерного удара. Президент США также не проявил готовности признать Грузию и Украину частью российской сферы исключительного влияния. Кроме того, он сделал ряд острых высказываний о важности для России, которая при бывшем президенте и действующем премьер-министре Путине становится все более авторитарной, плюралистической демократии.
Кремль мог воспользоваться любым из этих предлогов, чтобы сорвать саммит. Вместо этого русские предложили признать разногласия по ряду вопросов и не позволять этим разногласиям омрачать изъявления взаимной благожелательности. Что при этом говорилось при закрытых дверях - другой вопрос. Главные переговоры должны были пройти за завтраком с Владимиром Путиным, который сохраняет в России огромную популярность и остается первым лицом страны во всем, кроме названия.
И Путин, и Обама славятся своей прямотой, хотя президент США всегда тщательно подбирает слова. Скорее всего, они оба- соблюдая определенную вежливость, конечно - не удержались от того, чтобы напрямую выразить свои опасения. То, что после этого они, вероятно, лучше поняли друг друга, только к лучшему. Также интересно, что встреча обошлась без банальностей в духе Буша и Блэра - 'я заглянул ему в глаза и понял, что с этим человеком можно иметь дело'.
Вместо этого на саммите царил характерный деловой настрой, свидетельствовавший об огромной подготовительной работе, которая шла в Москве и Вашингтоне фактически с самого дня переезда Обамы в Овальный кабинет.
Возможно, самое сильное впечатление на представителей принимающей стороны произвело то, что американцы обращались с ними как с равными. Обама не говорил с русскими свысока. Глобальный экономический кризис выявил фундаментальные недостатки однобокой нефтяной экономики страны, тактические ошибки, допущенные в ходе конфликта в Грузии, смутили боевой дух ее солдат, а ее ядерные силы находятся в серьезном упадке, но Обама не стал упоминать ни об одной из этих проблем.
Напротив, стороны говорили о партнерстве и отказе от остаточных подходов времен из 'холодной войны'. Встреча, судя по всему, может заложить прочное основание для отношений между США и Россией на ближайшие четыре года - президентский срок Обамы. Хотя коммюнике, выпущенные по ее итогам, об этом молчат, но мир надеется, что она также серьезно скажется на сотрудничестве Москвы и Вашингтона в рамках 'Ближневосточного квартета'.
__________________________________________________________
Победы обамы в России еще могут выйти ему боком ("Online Journal", США)
ИноВидео: Путин прочитал Обаме лекцию ("Fox News", США)