Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ стран СНГ (10.07)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Встреча президентов России и США как непосредственно в России и Америке, так и в других странах мира, в частности в Грузии, имела широкий резонанс. Детали встречи особенно интересны для Грузии, так как одна из основных тем, которая рассматривалась на этой встрече, касалась ее безопасности.

СМИ Грузии

Встреча президентов России и США как непосредственно в России и Америке, так и в других странах мира, в частности в Грузии, имела широкий резонанс. Детали встречи особенно интересны для Грузии, так как одна из основных тем, которая рассматривалась на этой встрече, касалась ее безопасности. Об этом вопросе рассуждали, с одной стороны, стратегический партнер Грузии и сверхдержава, с другой - страна, с чьей стороны, фактически, не исчезла угроза нового военного противостояния после августовской войны. Газета 'Ахали таоба' публикует статью "Благодаря встрече Медведева и Обамы, Грузия, возможно, избежит российской агрессии", в которой со ссылкой на агентство 'Медианьюс' приведены мнения экспертов о том, , какие положительные для Грузии результаты последовали за этой встречей.

Малхаз Мацаберидзе, политолог: "Результаты встречи Обамы и Медведева станут отчетливы в более долгосрочной перспективе. А теперь можно сказать о том, что войны против Грузии, которую в СМИ так давно муссируют и о которой твердят как местные, так и зарубежные эксперты, на фоне заявления Обамы, уже не будет. Речь идет о том заявлении, где Обама упомянул о вопросе уважения территориальной целостности и подчеркнул о необходимости решения конфликтов мирным путем, на что у Медведева не было никакой реакции. Так что, открытой войны со стороны России, которой нас так запугивали, не будет. Но это не значит, что у Грузии будет легкая жизнь. В частности, Россия от США требовала эксклюзивного права влияния на постсоветском пространстве. США на это не согласились не только в связи с Грузией, но и с Украиной и другими постсоветскими странами. В то же время, Россия соглашается на сотрудничество с США, хотя между ними скрытое или более-менее открытое соперничество все же сохранится. Иначе говоря, Россия по отношению к Грузии продолжит ту политику, которую вела после прекращения августовской войны. Это могут быть провокации, давление, дискредитация имиджа Грузии, 'ползучая аннексия', когда сепаратистский режим Цхинвали объявляет претензии то на один, то на другой регион, т.е. Грузию не ждет легкая жизнь. Но от худшего, что нам угрожало в случае войны, мы будем гарантированы".

Андро Барнов, политолог: "Встреча Обамы и Медведева для Грузии результативна хотя бы потому, что в ближайшем будущем вероятность продолжения российской агрессии значительно ниже, чем была до этого. Угроза российской военной агрессии после вчерашней встречи, возможно, полностью и не исчезла, но вероятность ее в ближайшем будущем, практически, равна нулю. То, что завтра и послезавтра войны не следует ждать, и это дает нам возможность свободно вздохнуть, является положительным результатом, так как весь последний год мы находились под этим гнетом. Нам дается возможность продолжить работу для достижения внутренней стабилизации, приподняться на ноги, сформировать новые подходы в отношении конфликтных зон, желательно, в сотрудничестве с администрацией Америки. И таким образом продвигаться вперед.

После августовской войны, в течение целого года, у нас, практически, не было уверенности, что внешняя угроза невозможна. Основанием для этого стало то декларированное желание сотрудничества, которое было проявлено в Москве. Там Обама открыто отметил, что открытая война и вооруженный конфликт исключены, на что мы не услышали возражений и конфронтационной риторики. Было сказано, что разногласия должны быть решены в режиме конструктивных переговоров, что является крайне важным. Основным здесь было то, чтобы Обама отчетливо выразил свою позицию. Хотя, логика разногласий и конкуренции сторон осталась та же".

Каха Кацитадзе, военный эксперт: "Каждая подобная встреча в (грузинском - пер.) обществе порождает такое отношение: 'Слава богу, мы спасены! Америка наш спаситель! Или появляется истерический страх: 'Ой, нас продадут России'. И так длится с 1996 года по сегодняшний день, как проводятся систематические, встречи американских и российских президентов, хотя всегда фиксируется статус-кво, т.е. никто ни на что нас не меняет. С другой стороны, была выражена и то предположение, что одной встречей нашей проблемы не решить. Стороны уже выразили свои позиции. Думаю, очевидно, что после этой встречи утихомирятся истерические паникеры и не начнут причитать по поводу того, что война начнется.

Позитивным результатом встречи Обамы и Медведева заключается в том, что США еще раз зафиксировали свою позицию, и в той или иной степени военная риторика потеряет свой смысл. А все остальное - рутинная работа, которую грузинским властям придется выполнять. Наши власти надеются на то, что даже эту ежедневную, рутинную работу вместо нас проделают американцы, т.е. то, над чем, реально, должно работать министерство иностранных дел, выполнит государственный департамент США. Но так нигде в мире не происходит, потому и не сходит наше дело с мертвой точки".

Леван Цуцкиридзе, эксперт по международным вопросам: "Встреча президентов Америки и России для нас была значительна тем, что Обама упомянул Грузию не только во время встречи, но и на открытой пресс-конференции. Также значительным было и то, что после слов Обамы, касающихся Грузии, Медведев не сделал никаких комментариев. Как видно, существовала какая-то принципиальная позиция в отношении того, чтобы новое вооруженное противостояние не было возобновлено. В любом случае, разговор на эту тему обязательно был бы. Хотя тот факт, что президент США упомянул Грузию во время российско-американской встречи, не должен стать для нас поводом для иллюзий. Не следует забывать, что в России существует двоевластие.

В Грузии были сделаны комментарии, будто молчание (Медведева на пресс-конференции - пер.) может свидетельствовать о том, что Россия уступила Грузию взамен на другие вопросы. Делать такие выводы мне кажется преждевременным. Но как стало очевидным, в результате этой встречи с российской стороны появился определенный момент сдержанности. Достойно внимания и заявление Обамы в связи с НАТО. Как он публично отметил, вступление в НАТО зависит от демократических реформ@.

СМИ Азербайджана

В прессе приводится позиция сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, полагающих, что на московской встрече президентов Азербайджана и Армении, не состоится подписание рамочного соглашения. В частности, американский сопредседатель М.Брайза заявил, что на предстоящей московской встрече президентов невозможно подписание рамочного соглашения. Сопредседатели также отметили, что встреча запланирована на 17 июля. По их словам, президент Армении дал согласие на встречу, они ожидают согласия и со стороны президента Азербайджана.

В газета 'Гюнделик Бакы' опубликованы высказывания бывших министров иностранных дел Азербайджана по поводу возможных перспектив разрешения карабахской проблемы. Дипломаты полагают, что в переговорном процессе интересы Азербайджана защищены, поскольку основываются на принципе территориальной целостности страны. Кроме того, высказывается пожелание, что, возвратив часть земель, Азербайджан не предал бы забвению остальную.

При этом нельзя забывать о том, что для достижения цели приложить усилия должны обе стороны, подчеркивают дипломаты.

Между тем газета 'Экспресс' озвучила позицию посла Азербайджан в России П.Бюльбюльоглы, заявившего, что если проблема не решится мирным путем, он готов умереть за Карабах с оружием в руках. По его мнению, карабахский конфликт должен быть решен либо мирным, либо военным путем, цитирует издание Бюльбюльоглы.

Чем ближе к назначенной (в очередной раз) дате подписание соглашения по проекту газопровода Nabucco, пишет газета 'Каспий', тем более неожиданные новости на эту тему преподносят мировые информационные ленты. Например, сообщается, что Ирак выработал свое отношение к трубопроводу: Ирак намерен участвовать в проекте Nabucco. Между тем в России не считают, что иракский и азербайджанский газ способен заменить Европе газ российский. По мнению российских экспертов, Nabucco придумали для удовлетворения чьих-то политических интересов, и ничего общего с экономикой этот проект не имеет.

СМИ Армении

Принятая в ночь на 23 апреля 'дорожная карта' по урегулированию армяно-турецких отношений - это всего лишь блеф, заявил экс-министр иностранных дел Армении А.Арзуманян. Ранее? Отмечается в прессе, у дипломата не было возможности высказаться по этому поводу, поскольку последние полтора года он находился под арестом. Экс-министр заявил, что никаких изменений в армяно-турецких отношениях не произошло. Просто в тот момент турецким властям выгодно было создать иллюзию, будто есть диалог, отношения близятся к урегулированию и стороны желают мирного решения всех проблем. В преддверии 24 апреля, как правило, поднимается шум вокруг признания геноцида, и в тот момент ожидалось, что Барак Обама может произнести слово 'геноцид'. И Турция решила для себя эту проблему. Обусловленность армяно-турецкого диалога карабахским урегулированием неприемлема для Армении, заключил экс-министр.

По оценке экспертов и лидеров гражданского общества Нагорно-Карабахской Республики, предлагаемая посредниками схема урегулирования карабахского конфликта противоречит коренным интересам НКР и Армении, заявил в прессе председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности, бывший заместитель министра иностранных дел НКР М.Маилян. По его словам, 7 июля лидерами гражданского общества НКР было принято решение 'не поддерживать те процессы, которые не способствуют достижению справедливого мира, а больше направлены на дестабилизацию ситуации, как в странах региона карабахского конфликта, так и между этими странами'. Представители гражданских НПО отказались от участия в проводимых со стороны International Alert общественных форумах в поддержку официального миротворческого процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ. По словам Маиляна, о своих опасениях и подходах лидеры гражданского общества НКР в довольно жесткой форме заявили посредникам из ОБСЕ в марте этого года. В частности, для достижения урегулирования прежде всего необходимо восстановить полноценный переговорный формат - Азербайджан, НКР и Армения. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ вместе с Арменией должны вернуть представителей НКР за стол переговоров. Во-вторых, все территории, находящиеся под контролем НКР, не могут быть предметом торга, и только после признания независимой государственности НКР со стороны Азербайджана двусторонняя межправкомиссия может приступить к демилитаризации и демаркации межгосударственной границы. В-третьих, вопрос обеспечения безопасности НКР и ее народа должен быть центральным вопросом урегулирования, лучшей гарантией безопасности может стать международно признанная независимая государственность НКР. По словам Маиляна, аналогичные вышеназванным подходы были также получены по итогам исследования восприятия безопасности на уровне определенных социальных группа НКР. По словам Маиляна, исследование показало, что общественное мнение считает одним из серьезных потенциальных угроз национальной безопасности непризнание НКР в качестве субъекта международного права.

Обсудить публикацию на форуме

________________________

Россия в мировых СМИ (06-10 мая) ("ИноСМИ", Россия)

Россия в западных СМИ (29.06-03.07) ("ИноСМИ", Россия)