На прошлой неделе, в ходе первого официального визита президента Барака Обамы в Москву, США и Россия наконец подписали новое соглашение по контролю над вооружениями и нераспространению ядерного оружия. Само содержание этого соглашения стратегического значения не имеет, за исключением одного факта: заключив его, Соединенные Штаты соглашаются с тем, чтобы Россия выглядела равным партнером Америки в глазах остального мира. Главные цели Вашингтона, однако, носили в данном случае экономический характер.
США сегодня хотят вернуть себе положение главного торгового партнера России, которое они занимали многие годы в ельцинскую эпоху. Однако за последние восемь лет отношения между двумя странами ухудшились буквально во всех сферах, достигнув в последние месяцы пребывания Джорджа У. Буша в Белом доме нулевой отметки: США в этот период фактически считали Россию своим главным противником - словно Европу вновь перегородил 'железный занавес'. Последним актом этой новой 'холодной войны' стало решение о развертывании американских ракет в Чешской Республике и Польше, у самого российского порога. Помимо этого, США и страны Западной Европы оказывали давление на Россию через свои планы по присоединению к НАТО Грузии и Украины. Финальным столкновением в ходе российско-американской конфронтации - в буквальном смысле на поле боя - стала прошлогодняя война в Грузии. Полная победа Москвы в этой 'горячей' войне изменила соотношение сил в пользу России.
Эта конфронтация США с Москвой способствовала изменениям на внутриполитической арене России, результатом которых стал приход к власти нового лидера, старающегося изменить порядок вещей за счет отделения идеологии от практической политики. Владимир Путин сегодня - 'самодержец всероссийский'. Противостояние Америке на всех фронтах усиливает его влияние внутри страны. Восстановив контроль государства над нефтяным и газовым секторами, он приобрел репутацию защитника интересов России в этих прибыльных отраслях. Путин сегодня выступает в роли гаранта стабильности в российском государстве. Хотя в официальной иерархии он занимает второй по значению пост, именно Путин остается признанным лидером страны, а президентом стал лично отобранный им кандидат Дмитрий Медведев.
С другой стороны Барак Обама, конечно не Буш, но он занимает пост президента США. Новое американо-российское сближение - начало ему было положено в марте на встрече в Женеве, когда Хилари Клинтон (Hilary Clinton) предложила Сергею Лаврову 'нажать кнопку перезагрузки' в двусторонних отношениях - должно еще пройти длительный путь, прежде чем оно сможет дать реально ощутимые результаты. 'Зачеркнуть' последние десять лет 'холодно-горячей' войны между двумя странами будет очень непросто.
В то же время, если США будут готовы пойти навстречу требованиям Москвы, ситуация может измениться. Россияне - прагматики до мозга костей. Впрочем, дать Москве то, чего она хочет, Вашингтон, пожалуй, не в состоянии, поскольку Путину и новой правящей элите России нужен равный статус с США, или хотя бы положение второй по значению мировой державы. Однако США - не единственная страна, с которой надо обсуждать вопрос о подобном статусе, ведь на роль 'державы номер два' претендует еще и Китай.
Тем не менее, Барак Обама готов вести с Россией переговоры по многим другим вопросам. Отмена маневров натовских флотов в Черном море пару недель назад стала ценным 'подарком' Москве. Ценность этого жеста - в том сигнале, который он шлет проамерикански ориентированным президентам Грузии и Украины, полностью зависимым от США не только в финансовом, но и в политическом плане. Путин в свое время пообещал 'повесить' грузинского лидера Михаила Саакашвили. И сейчас, вполне вероятно, Грузия стала одним из вопросов в повестке дня американо-российских переговоров. Таким образом, у Саакашвили есть все основания для беспокойства и даже для подготовки к уходу с политической арены, что чревато для него лично не самыми приятными последствиями.
В конечном итоге США и Россия могут достичь согласия в том, что с биполярным миром покончено. Но даже при этом России будет непросто изменить свой внешнеполитический курс - из-за его большого значения в плане внутриполитической ситуации.
___________________________________________________________
Россия не изменится только потому, что так хотят иностранцы ("The Financial Times", Великобритания)
Обама переписывает историю 'холодной войны' ("The Wall Street Journal", США)