Прискорбно уже то, что о подобных вещах вообще приходится говорить. В воскресенье в Вильнюсе Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) приняла резолюцию, в которой ставится знак равенства между Сталиным и Гитлером. Парламентарии предложили считать 23 августа официальным Днем памяти о миллионах людей, репрессированных, депортированных, убитых, или изнасилованных в результате печально известного Пакта Риббентропа-Молотова, заключенного между нацистской Германией и Советским Союзом. Это соглашение, снабженное секретными протоколами, стало смертным приговором для многих государств - от Балтики до Черного моря. 'Ядовитые отходы' этого договора отравляют атмосферу и по сей день.
По идее самыми бурными овациями принятая резолюция должна была быть встречена в России. В конце концов, именно русские в большинстве случаев страдали от сталинского режима сильнее всего. В полном соответствии со страшными 'заветами' Ленина, он возвел в систему репрессии против 'цвета нации'. Каждый, кто прочел ставшие классикой мемуары о сталинской эпохе, например, 'Колымские рассказы' Варлама Шаламова или 'Воспоминания' Надежды Мандельштам, либо современное исследование на эту тему вроде 'ГУЛАГа' Энн Аппельбаум (Anne Applebaum), отлично понимает, какими ужасными были эти годы. Трудно представить себе, чтобы осуждение этого периода могло вызвать у кого-то нарекания.
Некоторые, правда, возражают (и такая же позиция излагается в современных российских школьных учебниках истории): несмотря на 'перегибы', Сталин все же был великим деятелем русской и советской истории. Но при этом игнорируются его катастрофические провалы в роли политического и военного лидера. Из-за сталинской паранойи была обезглавлена Красная Армия: лучшие генералы попали под расстрел или оказались за решеткой. Кроме того, Сталин проигнорировал массу свидетельств о подготовке Гитлера к внезапному нападению на СССР в июне 1941 г. Эта ошибка поставила страну на грань гибели.
Несомненно, в некоторых аспектах Сталин был не меньшим злодеем, чем Гитлер. На нем лежит часть ответственности за начало Второй мировой войны: именно альянс, заключенный с СССР, придал нацистскому фюреру достаточную уверенность, чтобы отдать приказ о нападении на Польшу. Только потому, что Гитлер допускал еще большие просчеты, нацисты не одержали победу на Восточном фронте - а тем самым и во всей войне. Кроме того, сегодня, когда в России поднимается истерия по поводу граждан других стран, сражавшихся на стороне нацистов, стоит вспомнить: сталинизм внушал такое отвращение самим россиянам, что весьма многие из них тоже воевали вместе с гитлеровцами - в том числе в частях СС.
Найдется немало других стран, которым есть чего стыдиться в своей истории этого периода. Вот пара наглядных примеров: Британия выкручивала руки правительству Чехословакии, вынуждая его согласиться на расчленение страны нацистами в 1938 г., а во Франции широкие масштабы приобрел коллаборационизм - сотрудничество с оккупантами. На эти позорные факты, однако, никто не пытается наложить табу.
В России же резолюция ОБСЕ вызвала бурю возмущения. Более того, согласно новому закону, объявляющему уголовным преступлением 'фальсификацию истории', каждый, кто голосовал за этот документ, или обсуждает и пропагандирует его на территории России, рискует провести до пяти лет за решеткой. Экономическая несостоятельность коммунистического строя и политические репрессии не позволяют утверждать, будто советский режим был воплощением 'цивилизации нового типа'. Однако победа над нацистской Германией придает Советскому Союзу хоть какой-то нравственный вес. Это позволяет объяснить происходящее сегодня, но никак не оправдать: попытки использовать беспримерное мужество советских солдат, остановивших нацистского агрессора, а затем гнавших его до самого Берлина, чтобы обелить сталинизм и отвлечь внимание от неискренности и некомпетентности нынешних правителей России, не могут не вызвать ничего, кроме возмущения.
От споров, вызванных резолюцией, мир не перевернется: Парламентская ассамблея - лишь совещательный орган при ОБСЕ, насчитывающей 56 стран-участниц. Ее решения не носят обязывающего характера. Тем не менее, эту дискуссию можно только приветствовать. Российские пропагандисты обожают 'лозунговую' историю, но терпеть не могут обсуждения исторических фактов. И дискуссия в Вильнюсе хоть немного, но помешает им придерживаться этой удобной позиции.
___________________________________________________________
Ученые из ФРГ и России призывают власть не вмешиваться в оценку истории ("Deutsche Welle", Германия)
'Министерство обороны обвиняет Польшу в том, что она начала Вторую Мировую войну' ("Publico", Португалия)